Генетики раскрыли родину матери альпийского "ледяного человека" - РИА Новости, 14.01.2016

Генетики раскрыли родину матери альпийского "ледяного человека"

© www.oetzi-bz.itТирольский ледяной человек
Тирольский ледяной человек
Мать знаменитого Отци, альпийского "ледяного человека", чья мумия была найдена в Тироле в конце 20 века, принадлежала к небольшой и замкнутой популяции жителей Альп, полностью вымершей в наше время.

МОСКВА, 14 янв – РИА Новости. Мать знаменитого Отци, альпийского "ледяного человека", чья мумия была найдена в Тироле в конце 20 века, принадлежала к небольшой и замкнутой популяции жителей Альп, полностью вымершей в наше время, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

"Ледяной человек" был найден в Альпах на границе Италии и Австрии в 1991 году. Первоначально считалось, что это погибший альпинист, однако затем выяснилось, что мумифицированному телу более 5 тысяч лет — останки Отци были датированы периодом с 3365 года по 3118 год до нашей эры. "Ледяной человек" погиб от стрелы, попавшей в плечо.

Группа ученых под руководством Альберта Цинка (Albert Zink) из Института мумий и ледяного человека в городе Больцано (Италия) начала восстановление генома Отци в середине лета 2010 года, и представила первые результаты его изучения почти четыре года назад.

Ученые выяснили, что Отци болел клещевым боррелиозом, нашли его ближайших родственников по отцовской линии – жителей Сардинии и побережья Тирренского моря, а также обнаружили, что он был предрасположен к инфаркту и не мог пить молоко, так как у него отсутствовал ген переносимости лактозы.

Как отмечают Цинк и его коллеги в своей новой статье, оставалась еще одна крупная тайна – кем была его мать, и существуют ли ее потомки на Земле сегодня. Для раскрытия этой тайны ученые восстановили митохондриальную ДНК – генетический код, содержащийся в митохондриях, "энергостанциях" клетки, передающихся от матери к ребенку вместе с яйцеклеткой, и сопоставили ее с аналогичными частями генома современных и древних европейцев.

Ученые воссоздали внешний облик альпийского ледяного человека ОтциУченые воссоздали внешний облик альпийского ледяного человека Отци
Альпийский "ледяной человек" оказался роственником жителей Сардинии

В общей сложности генетики проанализировали свыше тысячи геномов, относящихся к гаплогруппе К1, к которой предположительно принадлежит Отци, что позволило им с достаточной точностью определить то, есть ли потомки матери "ледяного человека" сегодня в Европе и понять, где она жила.

Как показал этот анализ, Отци и его родственники по материнской линии были коренными жителями Тирольских Альп, которые жили в небольшой и замкнутой популяции, не покидавшей гор и не смешивавшейся с другими жителями Центральной Европы. Все ее представители вымерли до сегодняшнего дня.

Представители этих альпийских "горцев", как показывают расчеты Цинка и его коллег, попали на территорию самых высоких гор Европы около 5,3 тысяч лет назад, примерно через три тысячи лет после того, как предтечи отца Отци – фермеры-носители гаплогруппы G2a – мигрировали из Ближнего Востока в Европу. Последующие "переселения народов" в Бронзовом веке, по всей видимости, послужили одной из причин вымирания этой замкнутой популяции, заключают ученые.