Ученые: бактерий в теле человека не в 10 раз больше, чем своих клеток

Лабораторные исследования
Канадские и израильские биологи представили новые оценки числа клеток и микробов в организме, которые неожиданно оказались примерно равными друг другу.

МОСКВА, 11 янв – РИА Новости. Ученые из Канады и Израиля опровергли популярный миф – по их подсчетам, число микробов в нашем кишечнике и других частях тела не в 10 раз больше, чем общее количество клеток в организме человека, говорится в статье, опубликованной в электронной библиотеке лаборатории Колд-Спринг-Арбор.

"Количество клеток и бактерий в организме примерно равно друг другу, и каждое опорожнение кишечника, как правило, приводит к тому, что наши клетки временно получают численное преимущество над бактериями", — пишут ученые в статье.

Рон Зендер (Ron Sender) из Института науки Вейцманна в Реховоте (Израиль) и его коллеги пришли к такому выводу, повторно подсчитав число клеток и микробов в организме человека среднего веса и роста, следуя по стопам знаменитых опытов, которые проводил известный сегодня микробиолог Томас Лаки (Thomas Luckey) в 1972 году.

Как рассказывают Зендер и его коллеги, его подсчеты показали, что человеческое тело содержит в себе примерно в 10 раз больше полезных и патогенных бактерий, чем клеток, что породило огромный интерес к изучению микрофлоры кишечника и других микроскопических обитателей нашего тела.

Эти оценки, по словам авторов статьи, почти никогда не подвергались сомнению, и группа Зендера решила проверить, так ли это на самом деле, используя более совершенные методики подсчета клеток и микробов, чем те, которые использовал Лаки в 70-тых годах прошлого века. Для этого ученые проанализировали десятки других публикаций, а также получили примерные оценки "плотности" населения в отдельных органах при помощи магнитно-резонансной томографии.

Мамы с детьми. Архив
Ученые нашли связь между микрофлорой кишечника, ожирением и диабетом

Их подсчеты показали, что тело человека содержит в себе около 30 триллионов клеток, львиная доля которых – 24 триллиона – являются эритроцитами, красными клетками крови. Еще триллион клеток приходится на тромбоциты, клетки крови, отвечающие за ее свертывание, и а все остальное тело слагает лишь три триллиона клеток.

Численность бактерий – 39 триллионов – оказалась гораздо меньшей, чем предсказывал Лаки. Это связано с тем, как отмечают авторы статьи, что Лаки использовал некорректную методику оценки численности микрофлоры, ошибочно считая, что "плотность населения" микробов в тонком кишечнике является примерно такой же, как в толстой кишке, что далеко не так.

Таким образом, соотношение клеток и микробов оказалось гораздо более близким к единице, чем показывали расчеты Лаки – бактерий на самом деле не в 10 раз больше, чем клеток, а лишь в 1,3 раза, что опровергает многолетний миф о "доминировании" микробов в теле человека.

• Boris Ru, Деление микрофлоры на условно-патогенную и патогенную сродни деление боевиков некоторыми политиками на террористов и "умеренную оппозицию". Потому она и условно-патогенная, что находится под "прессом" местного пристеночного и внутристеночного барьеров тонкой и толстой кишки. А борьба между патогенной и условно-патогенной микрофлорой чем-то напоминает борьбу "Талибана" и "Исламского государства" в Афганистане.
    11.01.2016
  • 2 стакана водки радикально меняют численность бактерий и микробов ))) в пользу клеток
    12.01.2016
  • "в 10 больше" - опять иностранные журналисты пишут тексты. Судя по всему из ближнего зарубежья.
    11.01.2016
  • Учёные мужи несколько заблуждаются в связи с тем, что они не учитываю постоянное уничтожение бактерий своими же сородичами-бактериями и удаление бактериальной массы непрерывно перистальтирующей кишкой. Если популяция бактерий в тонкой и толстой кишке соответствовала расчётным данным, то ни одна иммунная система не справилась бы с ней.
  • Рафаэль Макаров,
    Иммунной системе надо бороться только с патогенными бактериями. А у здорового человека, как я понимаю большая часть бактерий находится в симбиозе с организмом человека и кроме каких-то полезных для тела функций эта часть бактерий занимается борьбой с патогенными, в результате снимая лишнюю нагрузку с иммунитета. Исключительно мои предположения.
    12.01.2016