Ученые приблизились к созданию лекарства от "болезни Стивена Хокинга"

Британский ученый Стивен Хокинг
Биологи из США раскрыли возможную причину развития бокового амиотрофического склероза, "болезни Стивена Хокинга" - оказалось, что паралич и смерть нейронов вызывает накопление белка SOD1, чьи молекулы объединяются в необычные цепочки, разрушающие нервные клетки.

МОСКВА, 28 дек – РИА Новости. Нейрофизиологи сделали большой шаг к созданию лекарства от бокового амиотрофического склероза, болезни Стивена Хокинга, раскрыв механизм накопления белков в нейронах, чья гибель вызывает полный паралич тела и иногда смерть человека, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Боковой амиотрофический склероз (БАС) — тяжелое неизлечимое заболевание центральной нервной системы, которое приводит к параличу конечностей и атрофии мышц. Лечение способно лишь замедлить развитие болезни. Как правило, больные через несколько лет умирают от отказа легких. Известно лишь два случая остановки болезни — британский астрофизик Стивен Хокинг и британский гитарист Джейсон Беккер.

Николай Дохольян (Nikolay Dohkolyan) из университета Северной Каролины в Чапел-Хилл (США) и его коллеги нашли один из потенциальных механизмов развития этой болезни, наблюдая за тем, какие изменения происходили в нервных клетках людей, обладавших необычной мутацией в гене SOD1.

Данный участок ДНК отвечает за сборку молекул белка sod1, который играет важную роль в транспортировке сигналов внутри нервных окончаний. Неполадки в работе этого белка, как показали наблюдения за жертвами БАС в 90 годах прошлого века, ассоциируются с развитием большого числа случаев этой болезни.

Несмотря на то, что биологи знали, что SOD1 каким-то образом замешан в развитии "болезни Хокинга", ученые до сих пор не понимали того, как нарушения в работе этого белка могли вызывать смерть нервных клеток.

Крысы, архивное фото
Ученые замедлили у крыс развитие бокового амиотрофического склероза

Наблюдая за жизнью отдельных нейронов с мутацией в SOD1 в пробирке и используя компьютерные модели, Дохольян и его коллеги выяснили, что гибель нейронов происходит по той причине, что молекулы sod1 склеиваются в так называемые тримеры – "цепочки" из трех отдельных нитей этого белка.

Эти тримеры, благодаря их особой форме и габаритам, вызывали в нервных клетках целый каскад изменений, который в конечном итоге приводил к смерти моторных нейронов – нервных клеток, управляющих движением всех частей тела. Подобные результаты, как показали эксперименты Дохольяна и его коллег, происходили и тогда, когда ученые вводили тримеры в здоровые нервные клетки.

Сейчас авторы статьи работают над созданием препаратов, которые или предотвращали бы образование тримеров, или разрушали их до того момента, когда их накопление в клетки приведет к ее смерти. Как полагают ученые, схожие механизмы могут быть задействованы в гибели нейронов и при развитии других нейродегенеративных заболеваний, в том числе болезней Альцгеймера и Паркинсона.

• Проблема бокового амиотрофического склерода и других аналогичных заболеваний, поражающих нервную систему, пока ещё на пути к разгадке всей цепочки патологических процессов. На данном этапе можно говорить лишь о препаратах, останавливающих процесс на определённом этапе или уменьшающих скорость их прогрессирования.
    29.12.2015
  • Для этого потребовался подобный мировой эксперимент?А если ребенок родителей попросит взорвать землю на которой люди живут и ракету подарить чтобы улететь успеть? Тоже сделаете? Направление неправильно финансировали, от причины работают. а не от последствий.