Генетики: часть ДНК ирландцев происходит из степей на юге России

© Фото : Daniel Bradley, Trinity College DublinЧереп древней жительницы ИрландииЧереп древней жительницы Ирландии

Ирландские генетики проанализировали структуру ДНК древних жителей "изумрудного острова" и пришли к выводу, что их прародителями были народы, жившие не на западе Европы, а в каспийских и причерноморских степях России и Украины.

МОСКВА, 28 дек – РИА Новости. Анализ ДНК древних ирландцев, живших на Изумрудном острове 5,2 тысячи лет назад, показал, что они унаследовали часть своего генома от жителей причерноморских и прикаспийских степей, представителей так называемой ямной культуры, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"В Бронзовом веке Европу захлестнула целая волна геномных изменений, которая прошла по всей ее протяженности, от понтийских степей у Черного моря и до самого западного ее острова. Высокая степень этих изменений в Ирландии заставляет нас задуматься о других переменах, в частности, о появлении на острове языка, послужившего предком для западно-кельтских языков", — заявил Дэн Брэдли (Dan Bradley) из Тринити-колледжа в Дублине (Ирландия).

Брэдли и его коллеги установили родство между древними жителями Причерноморья и современными ирландцами, восстановив и расшифровав ДНК древней ирландки, жившей на территории острова 5,2 тысячи лет назад, и трех мужчин, живших в Ирландии заметно позже, примерно 4 тысячи лет назад.

Скелет человека из пещеры в Грузии
ДНК древнего грузина раскрыла тайну первичного заселения Европы

Останки женщины и одного из мужчин сохранились достаточно неплохо, что позволило генетикам восстановить их геном с достаточно высокой точностью для "ископаемой" ДНК – каждый сегмент их был прочитан по 10 раз.

Это позволило ученым сделать крайне важное сравнение – проследить за тем, как менялась архитектура ДНК ирландцев в добронзовый период, что произошло с ними после открытия металлургии и сравнить геномы древних и современных жителей острова. Расшифровка этой ДНК и ее сравнение с другими образцами древних геномов раскрыла несколько крайне интересных деталей из жизни древних жителей всей Европы в целом.

К примеру, первые фермеры острова, к числу которых принадлежала женщина, были почти поголовно мигрантами с Ближнего Востока – Брэдли и его коллегам почти не удалось найти следов охотников-собирателей, первых жителей Европы, которые должны были жить в Ирландии до пришествия новых племен людей примерно 10-12 тысяч лет назад.

Реконструкция облика члена ямной культуры Прикаспя
Генетики нашли новые доказательства каспийских корней индоевропейцев

Эти люди были совершенно не похожи на современных ирландцев – они обладали смуглой кожей, карими глазами, темными волосами и прочими признаками типично южных народов Старого Света. В свою очередь, эти ближневосточные племена были почти так же сильно вытеснены и заменены новыми "пришельцами" – людьми из причерноморских и прикаспийских степей.

Эти племена, носители так называемой ямной культуры, привезли с собой на "изумрудный остров" голубые глаза, светлые и рыжие волосы, "ирландский" вариант мужской Y-хромосомы. Кроме того, черноморско-каспийские народы принесли необычную мутацию в гене C282Y, появление которой приводит к развитию гемохроматоза – нарушениям в выводе железа из организма, от чего особенно часто страдают ирландцы сегодня.

Все это, и в особенности мутация в C282Y, говорит в пользу того, что ближайшими родичами потомков кельтов в Ирландии, Шотландии и Уэльса являются не западно-европейские народы, а те степные индо-европейские племена, которые жили в степях Причерноморья 4-5 тысяч лет назад.