Генетики: часть ДНК ирландцев происходит из степей на юге России - РИА Новости, 29.12.2015

Генетики: часть ДНК ирландцев происходит из степей на юге России

© Фото : Daniel Bradley, Trinity College DublinЧереп древней жительницы Ирландии
Череп древней жительницы Ирландии
Анализ ДНК древних ирландцев, живших на Изумрудном острове 5,2 тысячи лет назад, показал, что они унаследовали часть своего генома от жителей причерноморских и прикаспийских степей, представителей так называемой ямной культуры.

МОСКВА, 28 дек – РИА Новости. Анализ ДНК древних ирландцев, живших на Изумрудном острове 5,2 тысячи лет назад, показал, что они унаследовали часть своего генома от жителей причерноморских и прикаспийских степей, представителей так называемой ямной культуры, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"В Бронзовом веке Европу захлестнула целая волна геномных изменений, которая прошла по всей ее протяженности, от понтийских степей у Черного моря и до самого западного ее острова. Высокая степень этих изменений в Ирландии заставляет нас задуматься о других переменах, в частности, о появлении на острове языка, послужившего предком для западно-кельтских языков", — заявил Дэн Брэдли (Dan Bradley) из Тринити-колледжа в Дублине (Ирландия).

Брэдли и его коллеги установили родство между древними жителями Причерноморья и современными ирландцами, восстановив и расшифровав ДНК древней ирландки, жившей на территории острова 5,2 тысячи лет назад, и трех мужчин, живших в Ирландии заметно позже, примерно 4 тысячи лет назад.

Скелет человека из пещеры в ГрузииПещера Сацурблия на западе Грузии
ДНК древнего грузина раскрыла тайну первичного заселения Европы

Останки женщины и одного из мужчин сохранились достаточно неплохо, что позволило генетикам восстановить их геном с достаточно высокой точностью для "ископаемой" ДНК – каждый сегмент их был прочитан по 10 раз.

Это позволило ученым сделать крайне важное сравнение – проследить за тем, как менялась архитектура ДНК ирландцев в добронзовый период, что произошло с ними после открытия металлургии и сравнить геномы древних и современных жителей острова. Расшифровка этой ДНК и ее сравнение с другими образцами древних геномов раскрыла несколько крайне интересных деталей из жизни древних жителей всей Европы в целом.

К примеру, первые фермеры острова, к числу которых принадлежала женщина, были почти поголовно мигрантами с Ближнего Востока – Брэдли и его коллегам почти не удалось найти следов охотников-собирателей, первых жителей Европы, которые должны были жить в Ирландии до пришествия новых племен людей примерно 10-12 тысяч лет назад.

Реконструкция облика члена ямной культуры ПрикаспяКарта миграций древних индоевропейцев, составленная Виллерслевом и его коллегами
Генетики нашли новые доказательства каспийских корней индоевропейцев

Эти люди были совершенно не похожи на современных ирландцев – они обладали смуглой кожей, карими глазами, темными волосами и прочими признаками типично южных народов Старого Света. В свою очередь, эти ближневосточные племена были почти так же сильно вытеснены и заменены новыми "пришельцами" – людьми из причерноморских и прикаспийских степей.

Эти племена, носители так называемой ямной культуры, привезли с собой на "изумрудный остров" голубые глаза, светлые и рыжие волосы, "ирландский" вариант мужской Y-хромосомы. Кроме того, черноморско-каспийские народы принесли необычную мутацию в гене C282Y, появление которой приводит к развитию гемохроматоза – нарушениям в выводе железа из организма, от чего особенно часто страдают ирландцы сегодня.

Все это, и в особенности мутация в C282Y, говорит в пользу того, что ближайшими родичами потомков кельтов в Ирландии, Шотландии и Уэльса являются не западно-европейские народы, а те степные индо-европейские племена, которые жили в степях Причерноморья 4-5 тысяч лет назад.