Ученые: химиотерапия может вызвать эволюцию опухоли

Марина Ибрагимова  из ТГУ
Ученые из Томска выяснили, что химиотерапия может приводить не к уничтожению опухолей молочных желез, а к обратному эффекту - появлению мутаций в его клетках и его превращению в устойчивые к лекарствам и крайне агрессивные формы рака.

МОСКВА, 1 дек – РИА Новости. Российские биологи из Томска обнаружили, что предоперационная химиотерапия часто приводит к тому, что клетки раковой опухоли при развитии рака молочных желез начинают мутировать, а не погибать, что может привести к развитию агрессивных опухолевых клонов, устойчивых к лекарствам, говорится в статье, опубликованной в Сибирском онкологическом журнале.

"Мы выяснили, что предоперационная химиотерапия может вызывать мутации, которые раньше не встречались в опухолях этих больных, благодаря появлению дополнительных копий некоторых участков на концевых участках хромосом. Мы должны понять, почему это происходит, и найти методы прогноза того, как будет развиваться опухоль. Нет сомнений в том, что химиотерапия должна быть строго индивидуальной, с учетом особенностей опухолей и пациента", — заявила Марина Ибрагимова, аспирант Томского университета и НИИ онкологии.

Ибрагимова и ряд других российских генетиков и онкологов под руководством Николая Литвякова из ТГУ пытались понять, почему даже самые новые и действенные формы химиотерапии примерно в четвертой части случаев оказываются бессильными.

Они попытались найти ответ на этот вопрос, наблюдая за здоровьем семи десятков женщин, проходивших сессии так называемой неоадъювантной химиотерапии перед удалением опухолей из их молочных желез.

Как отмечают исследователи, их интересовало то, какие изменения происходят в раковых клетках во время их контакта с химиотерапией, так как они достаточно долгое время подозревали, что клетки опухоли генетически меняются во время "войны" с химиотерапией.

Девушка придерживает рукой грудь
Ученые: гормоны стресса могут обнулять эффект от химиотерапии

Оказалось, что это действительно происходит – в геномах раковых клеток тех женщин, которым химиотерапия не помогла, ученые обнаружили новые мутации и новые фрагменты ДНК в виде удвоения или утроения тех копий генов, которые находились на концевых участках хромосом.В этих регионах находятся гены, которые увеличивали агрессивность опухоли и помогали ей сопротивляться химиотерапии.

Женщина с онкологией на приеме у врача
Химиотерапия может мешать иммунной системе бороться с раком - ученые

Благодаря их удвоению клетки опухоли молочной железы выжили и превратились в агрессивные клоны, которые могут распространяться по организму. Таким образом, химиотерапия оказывает сама себе медвежью услугу – она способствует развитию новых опухолевых клонов, устойчивых к подобным воздействиям.

Пока ученые не знают, почему эти удвоения происходят у некоторых женщин, а у других их не наблюдаются. Литвяков и его коллеги планируют найти ответ на этот вопрос в ходе дальнейших наблюдений за развитием рака в организме больных женщин. Кроме того, как отмечает Ибрагимова, сейчас томские ученые работают над созданием методик, которые позволяли бы предсказывать подобный исход и подбирать правильную схему химиотерапии для лечения.

Химиотерапия наряду с хирургией и радиотерапией по-прежнему остается одним из главных орудий онкологов в борьбе с раковыми заболеваниями,  и важно как можно быстрее начинать ее применение индивидуально для каждого пациента.

• Самое интересное, что факт "озлакочествления" клеток опухоли под воздействием лучевой химиотерапии за счет выживания менее дифференцированных был известен и раньше. Возможно одной из причин становления клеток опухоли менее дифференцированными могут быть изменения на генном уровне.
    01.12.2015
    01.12.2015
  • Многие народные средства,фитотерапия, более действенны, до применения химиотерапии и лучевой терапии, чтобы перенести нормально химию надо быть здоровым человеком . И до этого открытия было известно ,что опухолевые клетки ,не все повреждаются химией ,какая-то часть может остаться. Я конечно не специалист ,но открытия пока нет.
    02.12.2015