Ученые раскрыли тайну происхождения воды на Земле

/
Крайне низкая доля дейтерия в первичных породах Земли указывает на то, что вода на поверхности нашей планеты существовала с момента ее формирования, а не была занесена на нее астероидами и кометами.

МОСКВА, 12 янв – РИА Новости. Древнейшие породы Земли с канадского острова в Арктике рассказали ученым о том, что вода нашей планеты существовала на ее поверхности изначально, а не была принесена кометами или астероидами, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Мы обнаружили, что молекулы воды в образцах этих пород содержали в себе мало атомов дейтерия, тяжелого водорода. Это говорит о том, что она попала на Землю не после того, как она сформировалась и охладилась, а вместе с пылью, из которой была слеплена наша планета. Большая часть воды в этой пыли испарилась, но ее остатков хватило для формирования океанов Земли", — заявила Лидия Халлис (Lydia Hallis) из университета Глазго (Шотландия).

Сегодня планетологи считают, что воды Земли носят "космическое" происхождение. Их источником, по мнению половины из них, являются кометы, тогда как другие астрономы считают, что водные запасы нашей планеты были "завезены" на нее астероидами.
Халлис и ее коллеги показали, что на самом деле океаны нашей планеты могут быть заполнены ее собственной водой, изучив образцы древнейших базальтов Земли, найденные на территории канадской земли Баффина в 1985 году.

Эти фрагменты мантии Земли, как объясняет геолог, содержат в себе так называемые инклюзии — небольшие шарики из кристаллов тугоплавких пород, сформировавшиеся на заре жизни Солнечной системы, около 4,5-4,4 миллиарда лет назад. Благодаря тому, что они никогда не покидали недр Земли и не смешивались с породами земной коры, они содержат в себе первичную материю нашей планеты.

Группа Халлис решила воспользоваться этим фактом для того, чтобы изучить изотопный состав воды, содержащейся в этих включениях, и сравнить его с теми значениями в долях изотопов водорода, которые характерны для вод Земли сегодня и для астероидов и комет.

Три суперземли, обращающиеся вокруг звезды HD 40307, в представлении художника
Ученые: Юпитер мог уничтожить "супер-Земли" в юной Солнечной системе

Как оказалось, первичные породы Земли содержали в себе необычно мало дейтерия, тяжелого водорода, заметно меньше, чем содержится в водах современных океанов и в материи малых небесных тел. Это говорит о том, что источником воды была первичная материя газопылевого диска, из которого родилась Земля и все остальные обитатели Солнечной системы.

Почему это так? Изначально, как объясняет Халлис, первичная материя Солнечной системы содержала в себе крайне мало дейтерия. Дейтерий тяжелее, чем "обычный" водород, и поэтому его атомы гораздо медленнее испаряются в космос с поверхности Земли или других небесных тел, чем простые протоны. Поэтому чем больше времени вода проводит в открытом пространстве, тем меньше в ней будет дейтерия. Это и объясняет то, почему малое количество дейтерия в воде в образцах этих пород говорит о "земном" происхождении воды в океанах нашей планеты.

Марк Харрисон изучает образец австралийских горных пород
Ученые: жизнь на Земле могла существовать уже 4 миллиарда лет назад

Сегодня крайне мало ученых считают, что вода и большая часть газов в атмосфере Земли могла возникнуть на нашей планете "самостоятельно". Это объясняется тем, что Земля находится в так называемой горячей части протопланетного диска, где водяной лед и прочие замороженные летучие вещества постепенно разрушались под действием ультрафиолета и других лучей новорожденного Солнца.

С другой стороны, в последние годы планетологи нашли множество свидетельств и теоретических доказательств в пользу того, что Земля и некоторые другие землеподобные планеты Солнечной системы могли сформироваться в более далекой и холодной части протопланетного диска, а затем были "согнаны" со своего места на современные орбиты Юпитером и Сатурном. Открытие Халлис и ее коллег может быть еще одним аргументом в пользу этой "миграционной" теории.

• Какая то новая наука об испарении с планет получиласи: "Дейтерий тяжелее, чем "обычный" водород, и поэтому его атомы гораздо медленнее испаряются в космос с поверхности Земли". После этого утверждения желание дочитать статью - испарилось.
    13.11.2015
  • После долгих раздумий, учёные выяснили, что они вовсе не учёные.
    13.11.2015
  • sendyurev, разгильдяи есть и будут везде. но за веру в технический прогресс в древней Руси огромное вам спасибо.
    13.11.2015
  • Ох уж эти британские учёные =)
    13.11.2015
  • "Есть ли жизнь на Марсе или нет жизни на Марсе - науке это не известно!" - самые честные слова киношного учёного.
    13.11.2015
  • Емельян Пугачев, не вы автор "Письма ученому соседу"? Может, внук?
    13.11.2015
  • Ну даааа, тогда получается, кто то притащил замезшую Землю на современную орбиту и прилепил к ней Луну, для разогрева Земли. Умный былллл. Наверное богом звали... В общем, мы всего лишь, эксперимент инопланетян, над нашей солнечной системой....
    13.11.2015
  • Нееее, а мне нравится смотреть на фото вселенной, на них можно смотреть вечно....
    13.11.2015
  • Емельян Пугачев, как жаль что Вы сдавали ЕГЭ в 18-м веке (((. Какой же каменный век у вас в голове! Во времена СССР любой школьник разъяснил бы Вам, чтодо Большого взрыва материя не состояла из атомов вообще, а была ввиде некой массы гигантской плотности, фактически вся Вселенная была собрана в 1 точке, там не было места даже орбитам электронов....Когда Земля образовалась, то в результате огромного давления вышележащих слоев, в центре возникли высокие температуры и ядерные реакции, вулканическая деятельность. Атмосферы вот как раз не было сначала, но потом образовалась как раз вследствие вулканических газов. Никакой водород и кислород не выпускался, только водяной пар, сернистый, углекислый газ и т.п. никакого горения - магма - это не горение, а раскаленная расплавленная порода. Она и в вакууме так же потечёт. Атмосфера была раскаленной, как на Венере. Но потом, когда она остыла ниже 100С, пар конденсировался и пошел дождь, который шел миллионы лет и образовал океаны. И через долгое время возникли зачатки жизни, цианобактерии и сине-зеленые водоросли. Они изобрели фотосинтез - поглощали СО2, а выделяли кислород. И через 1,5 млрд лет атмосфера стала примерно как теперь - СО2 почти кончился, а О2 накопился (раньше ещё и озона много было). Когда образовался праматерик - жизнь возникла и на суше. Современные зеленые растения возникли гораздо позже, а уж трава и вовсе новичок на Земле ). Теперь они уже поддерживают состав атмосферы, и планктон (он - даже больше!). А на Юпитер - я Вам не советую "перебираться" - планета-то газовая, из ядовитого аммиака состоит в основном. Та Вы утоните просто. И -гигантская, сила притяжения раздавит всё земное ещё задолго, как оно погрузится до центра этого газового шара, не то что Вас лично, а и любой металлический аппарат. А Венера - там не то чтобы прямо серная кислота (серная к-та - это раствор SO3 в воде), там смесь паров оксида серы (скорее всего SO2а не SO3), водяных паров и др. Вот когда она остынет - там пойдет дождь в виде раствора серной (а скорее - сернистой) кислоты. Так что книжки нужно научные читать, а не фэнтези неграмотных неучей. Циолковского, кстати, рекомендую - он ещё 100 лет назад популярно изложил многое на эту тему.
    13.11.2015
  • в ответ пользователю Alexander Kislov(показатьскрыть)
    Alexander Kislov, с учебниками СССР сейчас нет смысла спорить, потому как всё на самом деле оказалось не таким уж и простым и логичным.
    Только чуть уточню по поводу гравитации в гравитационном шаре. Если в таком объекте "просверлить" туннель к центру, то при приближении к серединке сила гравитации будет уменьшаться, а не увеличиваться.
    13.11.2015
  • Sergey MX в ответ пользователю Умка(показатьскрыть)
    Умка, эта фраза ещё ничего.
    А вот следующее предложение - "Поэтому чем больше времени вода проводит в открытом пространстве, тем меньше в ней будет дейтерия." - уже вызывает вопросы. Ведь согласно логике утверждения "дейтерий медленнее испаряется" его должно в итоге в открытом пространстве стать больше. Явно перепутали слова больше-меньше :)
    13.11.2015
  • Sergey MX в ответ пользователю Умка(показатьскрыть)
    Умка, эта фраза ещё ничего.
    13.11.2015
  • тема очень важная ... мало кому в голову приходит вопрос: а почему стройность солнечного диска нарушена именно в триаде "Венера-Земля-Марс"?, где по идее Марс должен быть на месте Венеры ... что-то пошло не так? ... а коль скоро произошел сбой в "стандартном" формировании диска, так почему бы не быть сбою и в атомарном процессе строительства (Земных) молекул? - 1 атом водорода на 2 атома кислорода,вместо одного ... и пошло - и поехало? ...
    13.11.2015
  • Владимир Буренко, а С2Н5ОН чей дар, не посвятите? У него схема сотворения сложнее, чем у Н2О, но его раствор каждый мужик в любом селе умеет гнать.
  • Санчес Франциско,
    Тоже Творца.
    Знания только от Него.
    Мужику то веселее )))
    Все равно основа водород и кислород.
    Простите, а мужику слабо сотворить руками, да чего мужику, химику Н2О ?
    Кто сотворит, с меня С2Н5ОН !!...........2 литра )))
    14.11.2015
  • Алексей Лукьянов, приведённая Вами версия тоже интересная, а самое главное - более доступна и компактна, поэтому приводила и приводит в бешенство материалистов)))
    14.11.2015
  • Умка, кажется, вы школьную программу подзабыли. Помните, там говорилось, что в состоянии теплового равновесия у всех молекул одинаковая кинетическая энергия? Вот и получается, что более массивные молекулы «дейтеревой» воды обладают меньшей скоростью, и у них меньше вероятность покинуть атмосферу Земли.
    14.11.2015
  • Емельян ПугачевЕмельян Пугачев, кратко изложу историю вещества во Вселенной.
    1.В начале, все вещество Вселенной было представлено лишь протонами, нейтронами и электронами.
    2.Затем начались первые реакции ядерного синтеза, приведшие к образованию ядер гелия, а также незначительного количества дейтерия и гелия-3.
    3.Синтез более тяжелых элементов стал возможен лишь спустя 100 миллионов лет, и происходил он в недрах звезд.
    4.Когда звезды взрывались, синтезированные в них тяжелые элементы выбрасывало в открытый космос. Отсюда и взялась космическая пыль.
    15.11.2015
  • iga912 в ответ пользователю Alexander Kislov(показатьскрыть)
    Alexander Kislov, масса гигантской плотности ? понятие масса подразумевает материю. какую ? откуда она взялась ?
    15.11.2015
  • Максим Яцкевич, одно маленькое уточнение, откуда взялись протоны, электроны и нейтроны ?
    15.11.2015
  • iga912 в ответ пользователю Владимир(показатьскрыть)
    Владимир, материалисты в данной теме только строят теории, никаких доказательств нет. большинство списывают на гравитацию, а сами не знают даже её природы. не сможет гравитация так сжать газы что начнется термоядерная реакция. то же самое про черные дыры. а кино про то, как дыры что то поглощают-не доказано. 100 лет, что мы наблюдаем за космосом-бесконечно малая доля времени существования всего материального. как можно по этому мигу делать глобальные выводы. то же самое про расширение вселенной. раз вычислили что расширяется, значит можно вычислить откуда расширяется, это же проще простого.
    15.11.2015
  • iga912, Вы совершенно не разбираетесь в теории большого взрыва и думаете, что ваши вопросы резонные и действительно способны что-то там опровергнуть. Поэтому ваши замечания по поводу того, что NASA всего лишь распиливает деньги на исследованиях, совершенно неуместны. Советую вам вначале почитать какую-нибудь научно-популярную книжку про космос или посмотреть передачу (но только не по РЕН-ТВ) на эту тему.