Ученые нашли "соленые ручьи" из жидкой воды на Марсе

© NASA / JPL/University of ArizonaОдна из темных полос на склоне кратера ГоровицОдна из темных полос на склоне кратера Горовиц
Фотографии и данные с инструментов зонда MRO показали, что на поверхности Марса в районе экватора периодически появляются своеобразные ручьи из жидкой, но очень соленой воды, оставляющие за собой загадочные темные полосы толщиной в несколько метров на склонах кратеров.

МОСКВА, 28 сен – РИА Новости. Спектральные данные с зонда MRO помогли планетологам доказать, что на экваторе Марса периодически возникают своеобразные ручьи из жидкой, но очень соленой воды, оставляющие за собой загадочные темные полосы толщиной в несколько метров, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

В 2011 году Альфред Макьюэн (Alfred McEwen) из университета Аризоны в Тусоне (США) и его коллеги изучали снимки, сделанные камерой HiRISE на борту зонда MRO. На некоторых снимках крутых склонов и краев кратеров видны темные полосы шириной 0,5-5 метров, которые появляются и разрастаются в летний период и исчезают марсианской зимой.

Как предполагали тогда планетологи, эти полосы могут быть потоками очень соленой воды. Такая вода остается жидкой при летних температурах на этих склонах, достигающих 250-300 кельвинов, или примерно от минус 23 до плюс 26 градусов Цельсия. Ученые тогда подчеркивали, что сами по себе эти наблюдения не подтверждают данной гипотезы; кроме того, источники таких "минеральных ручьев", если они действительно существуют, также были не ясны.

В своей новой работе, которую НАСА окрестило "разрешением загадки Марса", группа Макьюэна представила первые доказательства в пользу того, что такие соленые ручьи все же существуют. Они получили их, проанализировав данные, собранные инструментом CRISM во время наблюдений за кратерами Паликир и Хейл. В первом были найдены самые толстые и длинные темные полосы, а второй был назван в честь создателя Калтеха, одного из ведущих технологических ВУЗов Соединенных Штатов.

Изучая границы этих полос, ученые обнаружили, что внутри них и непосредственно неподалеку от них присутствует большое количество так называемых гидратированных солей – кристаллов обычных минеральных солей, содержащих в себе некоторое количество молекул воды. Концентрация подобных веществ была максимально высокой в центре полос, и постепенно снижалась по мере движения в сторону их кромок.

Кратер Исток, где ученые нашли следы недавних потоков воды
Потоки воды текли на Марсе "мгновения назад", выяснили ученые

Самое главное, присутствие и доля гидратированных солей напрямую зависела от времени года и от того, как выглядели эти полосы. К примеру, в начале марсианского лета, когда температуры были низкими, гидратов и самих темных линий почти не было, а к концу теплого сезона, когда полосы начинали расти, они начинали появляться на поверхности грунта.

Серия снимков края кратера Ньютона, на которых видно, как «стекают» темные «ручьи»
Темные полосы на Марсе могут оказаться солеными ручьями - ученые
Пока ученые не знают, откуда берется вода, формирующая эти темные полосы и гидратированные соли. На роль ее источника мог бы в принципе выступать лед, спрятанный под поверхностью Марса, однако сами планетологи сомневаются, что сколь-либо значимые запасы замороженной воды могут скрываться так близко к экватору красной планеты. Еще одна гипотеза – некий общий источник воды на большой глубине, природа которого пока малообъяснима.

Есть и более "приземленная" версия – источником воды могут быть сами соли, поглощающие ее молекулы из разреженного воздуха Марса. И в этом случае у ученых появляются очень большие сомнения, так как мы пока точно не знаем, сколько водяного пара могут содержать в себе приповерхностные слои атмосферы красной планеты, и почему зоны поглощения воды и растворения солей сосредоточены только в тех местах, где наблюдаются темные линии.

В любом случае, открытие гидратированных солей в загадочных темных полосах на Марсе позволяет более уверенно говорить о том, что они, скорее всего, являются следами ручьев из очень соленой воды, остающейся жидкой благодаря этим солям. Вкупе с открытием "пленок" из жидкой воды в марсианском грунте марсоходом Curiosity, и наблюдениями за загадочными структурами в других кратерах, идея существования жидкой воды на Марсе, хотя и только в сезонном "формате", больше не кажется нам столь фантастической, заключают ученые.