Ученые вырастили первую искусственную ногу крысы

© Фото : Bernhard Jank, M.D., Ott Laboratory, Massachusetts General Hospital Center for Regenerative MedicineОчищенная от клеток нога крысы внутри биореактораОчищенная от клеток нога крысы внутри биореактора
Американские биотехнологи разработали методику, которая позволяет выращивать искусственные руки и ноги в специальном био-реакторе, используя специальный "шаблон", изготавливаемый из поврежденной конечности.

МОСКВА, 3 июн – РИА Новости. Биотехнологи из Гарвардского университета успешно создали первую в мире искусственную бионическую конечность крысы, вырастив ее мускулы, сосуды и прочие компоненты из стволовых клеток, говорится в статье, опубликованной в журнале Biomaterials.

"Наши конечности содержат в себе мускулы, кости, хрящи, кровеносные сосуды, связки, нервы и прочие вещи, каждая из которых обладает своим собственным "каркасом", который поддерживает их форму. Мы показали, что мы можем сохранить их в том виде и положении, в котором они находятся в руках и ногах, поддерживать их в таком состоянии бесконечно долгое время и использовать для повторного выращивания, как минимум, сосудов и мускулов", — заявил Гаральд Отт (Harald Ott) из Гарвардского университета (США).

Отт и его коллеги уже несколько лет работают над созданием искусственных версий поврежденных органов. Два года назад они создали остроумную методику, которая позволяет выращивать исправные копии почек, используя больной орган в качестве "каркаса" для роста стволовых клеток.

По методике Отта, поврежденный орган сначала обрабатывается комбинацией химикатов, которые уничтожают клетки и оставляют обрамляющие их соединительные белки. Затем этот "шаблон" заполняется через бывшие артерии и мочевыводящие пути "заготовками" клеток почки и сосудов, извлеченными из зародыша крысы. Аналогичным образом были выращены искусственные легкие, сердце, печень и ряд других органов.

Искуственная почка в процессе ее выращивания
Американские биологи впервые вырастили искусственную почку крысы

Используя эту методику, группа Отта подготовила каркас ноги крысы, и попыталась использовать его в качестве шаблона для бионической конечности. Ученые не ставили перед собой изначальную задачу вырастить всю ногу целиком, и поэтому сфокусировали свое внимание на двух самых тяжелых частях конечности – мускулах и кровеносных сосудах.

Поместив "каркас" и набор стволовых клеток мышц, сосудов и соединительной ткани в специальный биореактор, ученые получили через несколько недель полноценную конечность, за исключением отсутствующих в ней нервов.

Для проверки работоспособности ноги ученые подключили к ее мускулам электроды, которые заставили конечность сокращаться при подаче тока. Пальцы, суставы и индивидуальные мускулы искусственной ноги успешно двигались, и, по расчетам авторов статьи, они обладали сопоставимой силой по сравнению с конечностями новорожденного грызуна.

Сейчас ученые пытаются вырастить таким же способом искусственную руку примата, используя в качестве "каркаса" ампутированную конечность бабуина, а также думают о том, как можно решить проблему с проращиванием нервных окончаний в конечности.

По словам Отта, эта проблема может решиться сама по себе. "При пересадке конечностей в клиниках, нервы часто прорастают из культи в имплантируемую ногу или руку, что позволяет пациенту ощущать и двигать их, и мы выяснили, что этот процесс восстановления тоже зависит от "каркаса". Мы надеемся, что в будущем нам удастся использовать эту особенность тела при создании полноценных искусственных конечностей", — заключает ученый.