Планетологи: океан Энцелада оказался заполнен содой и солью - РИА Новости, 07.05.2015

Планетологи: океан Энцелада оказался заполнен содой и солью

© NASA / JPL-CaltechГейзеры на поверхности Энцелада, его океан и подогревающее его пористое ядро
Гейзеры на поверхности Энцелада, его океан и подогревающее его пористое ядро
Подледный океан Энцелада содержит в себе большие количества соли и соды, что свидетельствует о бурных геотермальных процессах на его дне и говорит о существовании там потенциального источника энергии и пищи для жизни.

МОСКВА, 7 мая – РИА Новости. Подледный океан Энцелада содержит в себе большие количества соли и соды, что свидетельствует о бурных геотермальных процессах на его дне и говорит о существовании там потенциального источника энергии и пищи для жизни, заявляют планетологи в статье, опубликованной в журнале Geochimica et Cosmochimica Acta.

"Дело в том, что взаимодействие металлосодержащих пород и воды океана будет приводить и к выделению молекул водорода. Астробиологи сегодня считают этот процесс ключом к зарождению жизни, так как водород одновременно способствует формированию аминокислот и служит источником пищи для микробов. Поэтому открытие геотермальных процессов на Энцеладе делает его еще более привлекательным кандидатом на роль второго очага жизни в Солнечной системе", — заявил Кристофер Гляйн (Christopher Glein) из Института науки Карнеги в Вашингтоне (США).

Гляйн и его коллеги пришли к такому выводу, попытавшись "попробовать на вкус" воды Энцелада по данным, собранным приборами зонда "Кассини" во время пролетов мимо спутника Сатурна и его колец, которые частично состоят из выбросов с поверхности этой планеты.

Как показали замеры, выбросы Энцелада содержат в себе необычно много углекислоты и некоторых других соединений, которые натолкнули планетологов на мысль о том, что воды его океана содержат в себе много растворенных минеральных солей.

Используя информацию с масс-спектрометров и газоанализаторов "Кассини", Гляйн и его коллеги построили компьютерную модель океана Энцелада, при помощи которой они вычислили его кислотность и прочие химические свойства.

Оказалось, что у подледного водного мира спутника Сатурна есть целый ряд черт, которые одновременно роднят его и делают его столь непохожим на воды нашей планеты. К примеру, как и мировой океан Земли, воды Энцелада являются солеными – они содержат в себе примерно такую же долю обычной поваренной соли.

С другой стороны, у него было две крайне необычных черты – океан сатурнианской луны содержит в себе огромное количество соды, а также достаточно высокий уровень щелочности вод (коэффициент pH составляет 11-12). Последнее открытие является крайне благоприятным для зарождения жизни, так как все реакции внутри живых клеток протекают в щелочной среде.

Поддержание щелочной среды и большой концентрации соды в воде на глобальном уровне, по словам авторов статьи, возможно только в том случае, если на дне Энцелада протекают так называемые реакции серпентизации, химического обмена между водами и горячими горными породами. В ходе этих процессов в океан попадают молекулы углекислоты и ионы металлов, а также молекулы водорода.

По словам Гляйна и его коллег, ближайшим аналогом океана Энцелада на Земле является экзотическое содовое озеро Моно в Калифорнии. В его водах присутствует жизнь в виде рачков и необычных микробов, чья способность выдерживать большие дозы мышьяка в питательной среде породила знаменитый скандал с "мышьяковой жизнью" в 2010 году.

Присутствие теплого и богатого водородом "содового" океана на Энцеладе, как утверждают Гляйн и его коллеги, делает его главным на сегодняшний день кандидатом на роль источника "второй жизни" в пределах Солнечной системы. По их словам, пример озера Моно на практике доказывает, что одноклеточная и многоклеточная жизнь может существовать и даже процветать в таких условиях.