Биологи нашли выключатель чувства голода в мозге человека

Дегустационные ряды
Американские биологи нашли в мозге особую группу нейронов, которая кодирует сигналы голода и сытости, и выяснили, как ее можно переконфигурировать таким образом, чтобы лишить мышь или человека чувства голода и всех связанных с ним неприятных ощущений.

МОСКВА, 28 апр – РИА Новости. Международная группа биологов обнаружила в мозге человека особый регион, который кодирует сигналы голода и сытости, в ходе экспериментов ученые научились управлять работой этого региона на примере мышей, которых они лишили чувства голода и всех связанных с ним неприятных ощущений, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.

"Одной из причин того, что диету так сложно соблюдать, является то, что мы испытываем крайне неприятные ощущения, связанные с постоянным голодом. Полученные нами результаты показывают, что включение этой зоны вызывает приятные ощущения и сводит чувство голода практически к нулю у мышей. Это делает подобную терапию эквивалентной по силе обычным диетам, но без связанных с ними неприятных ощущений", — заявил Брэдфорд Лоуэлл (Bradford Lowell) из Гарвардского университета (США).

Лоуэлл и его коллеги на протяжении двух последних десятилетий изучают работу тех частей мозга, которые предположительно связаны с аппетитом, чувствами насыщения и голода и прочими гастрономическими ощущениями и чертами человека. Несколько лет назад они выяснили, что в гипоталамусе – эндокринном центре мозга – присутствует особая группа клеток, так называемые AgRP-нейроны, которые отвечают за практически все пищевые ощущения.

На протяжении последующих лет группа Лоуэлла и сотни других биологов экспериментировали с различными гормонами, пытаясь подобрать ключ к этим нервным клеткам. Ученым достаточно быстро удалось научиться "включать" AgRP-нейроны, превращая животных в обжор, но с "отключением" у них возникли большие проблемы, так как для этого нужно знать, какие нервные клетки управляют их поведением.

Авторы статьи обратили внимание на то, что эти клетки выделяют большое количество гормона AgRP, который включает или выключает только те нервные клетки, на чьей поверхности есть рецепторы типа MC4R. Как показали предыдущие исследования, большое количество подобных белковых выростов в мозге человека ассоциируется с высоким индексом массы и склонностью к ожирению, что вынудило Лоуэлла и его коллег выяснить, где они находятся и как они связаны с AgRP-нейронами.

После долгих экспериментов авторам статьи удалось выделить группу MC4R-нейронов, которые были расположены в другой части гипоталамуса и напрямую связаны с нервными клетками аппетита. Когда ученые начали включать и выключать их, им удалось раскрыть несколько крайне любопытных эффектов.

Отключение данных нервных клеток в мозге грызунов приводило к тому же эффекту, что и включение AgRP-нейронов – мыши начинали беспрерывно есть и не испытывали чувство насыщения. Включение этих нервов приводило к обратным результатам – мыши отказывались есть и вели себя так, как будто они недавно поели, даже если после последнего приема пищи прошло три-четыре дня.

По всей видимости, активация этих нейронов вызывает приятные ощущения – когда ученые позволили грызунам самостоятельно включать MC4R-нейроны, заглядывая в особую "комнату" в их клетках, мыши предпочитали проводить в ней большую часть времени, если они долго не ели. Если же грызуны недавно обедали, то они вели себя нормально.

Сейчас Лоуэлл и его коллеги работают над созданием лекарств, которые могли бы проникать в мозг и включать данную группу нервных клеток. Если им удастся сделать это, то, по их мнению, они создадут более приятную альтернативу для диет, которая поможет людям бороться с ожирением и лишними килограммами.

• А о последствиях голодания никто не подумал? Тахикардия, головные боли, плохой сон, отсутствие аппетита. Мозг человека будет получать сигналы о сытости, но это не значит, что организм в самом деле насыщается. Еще как реакция на переедание может быть рвотный рефлекс. Так и булимию заработать недолго.
    28.04.2015
  • Американцев хлебом не корми, только дай проникнуть в мозг, что-нибудь включить или выключить. Не надо лезть туда, куда не следует! Бехтерев всю жизнь изучал мозг. Он говорил, что мозг - самый изучаемый и самый не изученный орган.
  • Было бы круто!
    28.04.2015
  • да здравствует эра киборгов!
    28.04.2015
  • упаси Господь, от таких лекарств... представляете если в еду досыпят или в воду... всё, будешь испытывать чувство сытости и ноги протянешь... зачем лезть, куда не просят.. а против ожирения есть диетологи, спортзал...
    28.04.2015
  • Пока не сдохнешь с голода, желудок так и не даст понять. А для чиновников очень даже хорошо, они не поймут когда умрут от обжорства.
    28.04.2015
  • Все как про меня написано, я когда на диете сижу, у меня постоянное чувство голода присутствует. Я ни о чем другом и думать не могу, как о еде.
    Ну ничего, с этим тоже можно справиться. нашла метод как похудеть. Купила в аптеке модельформ, пью по капсуле в день и мне меньше есть хочется. А еще, вес стремительно стал падать, добилась чего хотела.
    29.04.2015
  • А еще хороший выключатель - поленом по башке.
    29.04.2015