Ученые: "татуины"-земли могут часто встречаться в нашей Галактике

© NASA/JPL-CaltechПланетная система с двумя солнцами Kepler-16Планетная система с двумя солнцами Kepler-16
Астрофизики выяснили, что землеподобные аналоги Татуина из "Звездных Войн" могут в принципе формироваться у двойных звезд внутри зоны жизни, и показали, что их число заметно больше текущих оценок их коллег.

МОСКВА, 30 мар – РИА Новости. Планеты, вращающиеся вокруг двух светил, могут быть не только газовыми гигантами, непригодными к жизни, но и двойниками, уменьшенными или увеличенными копиями Земли, которых должно быть достаточно много в Млечном Пути, заявляют планетологи в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Больше десяти лет мы верили, что похожие на Землю планеты не могут возникать у большинства двойных звезд на достаточно близком расстоянии к ним для того, чтобы на их поверхности могла существовать жизнь. Проблема заключается в том, что двойные звезды дергают "зародыши" планет в разные стороны, из-за чего их орбиты будут спутываться, и они начнут сталкиваться на высоких скоростях, что приведет к их разрушению, а не росту", — заявил Бен Бромли (Ben Bromley) из университета Юты в Солт-Лейк-Сити (США).

Бромли и его коллега Скотт Кенион (Scott Kenyon) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Кембридже (США) пришли к выводу, что на самом деле это не так, построив новую модель формирования "татуинов" в системе из двух или более звезд.

Как показали вычисления авторов статьи, зародыши планет, вращающиеся вокруг двойных светил, будут двигаться не по эллиптическим или круговым орбитам, а по своеобразным овальным спиралям, чьи витки закручиваются гравитационными взаимодействиями между звездами. Благодаря этим необычным орбитам, столкновения между ними будут происходить крайне редко, что позволит им постепенно расти и накапливать массу.

В результате этого должна возникнуть некая критическая масса планетарных зародышей, один или несколько из которых смогут в конечном итоге превратиться в аналоги Татуина, родины Люка Скайуокера из "Звездных Войн". Поэтому, как показывают расчеты Бромли и Кениона, число землеподобных двойников Татуина в нашей Галактике может быть заметно большим, чем мы считаем сегодня.

Пока такая гипотеза не нашла подтверждения в наблюдениях наземных и орбитальных телескопов — к примеру, "Кеплеру" удалось найти семь "татуинов"-газовых гигантов в зоне жизни, но ни одной землеподобной планеты у двойной звезды. Как считает Бромли, это связано с тем, что малые планеты сложнее находить, и новые телескопы, такие как космическая обсерватория TESS, смогут решить эту задачу.