Ученые выяснили, когда человек стал доминирующим видом на Земле

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Антропоцен, или "Век человека", начался, как выяснили британские геологи, совсем недавно - в 1610 году, когда Земля впервые пережила первое глобальное изменение климата, связанное с человеческой деятельностью.

МОСКВА, 12 мар – РИА Новости. Человек стал доминирующим видом животных на поверхности нашей планеты не в далеком прошлом, а относительно недавно – лишь в 1610 году, когда начался интенсивный обмен видами между континентами, заявляют геологи, опубликовавшие свои выкладки в статье в журнале Nature.

Саймон Льюис (Simon Lewis) из университета Лидса (Великобритания) и его коллега Марк Мэслин (Mark Maslin) назвали столь точную дату начала современной геологической эпохи после того, как они внимательно изучили историю экологических, геологических и биологических изменений, которые Земля переживала с момента появления первых культур Homo sapiens.

Как отмечают ученые, среди их коллег сегодня нет согласия в том, когда человек начал занимать доминирующие роли на планете. Часть исследователей считает, что это произошло только после завершения индустриальной революции, ближе к началу 19 или даже 20 века, тогда как другие полагают, что Антропоцен начался почти сразу после зарождения первых цивилизаций в медном веке. Отсутствие консенсуса по времени начала "эры человека" мешает ученым использовать этот термин в научном обиходе.

Льюис и Мэслин попытались разобраться в этом вопросе, опираясь в анализе истории человечества и Земли на два формальных критерия, которые используются геологами для разделения исторических эпох —  наличие заметных следов долгосрочных и долговременных изменений в породах этой эпохи, а также следы быстрых и кратковременных глобальных перемен.

Ярким примером этого служат отложения на границе между меловым периодом и кайнозоем, сохранившие в себе следы падения метеорита, которое уничтожило динозавров и вызвало глобальные изменения в климате планеты. Такие прослойки пород, сигнализирующие о смене эпох, геологи часто называют "золотыми гвоздями", по аналогии с символическими костылями, которые промышленные магнаты XIX века вбивали в шпалу при закладке новых железных дорог.

Проанализировав последние 50 тысяч лет геологической истории Земли и сопутствующую хронику экспансии человечества, авторы статьи нашли лишь два возможных кандидата на роль "золотого гвоздя" для Антропоцена, примерно соответствующих 1610 и 1964 году.

Первый из них связан с двумя вещами — резким снижением в уровне углекислоты в атмосфере и непоправимым изменениям в жизни экосистем планеты благодаря появлению массы новых видов на всех континентах Земли, завезенных туда европейскими колонизаторами и путешественниками.  Оба этих фактора можно легко заметить, проанализировав содержимое образцов льда из Гренландии, соответствующие началу 17 века, или другие осадочные породы.

Падение в концентрации СО2 в атмосфере было связано сразу с несколькими событиями, которые привели к разрастанию лесов и резкому сокращению в численности потребителей кислорода. В частности, открытие Америки  и попытка ее колонизации привела к тому, что на территории Нового Света было уничтожено около 54 миллионов людей в результате геноцида индейцев и проникновения европейских болезней на его территорию.

Одновременно с этим, примерно 50 миллионов гектаров пашенных земель в Европе перестали возделываться и постепенно заросли лесами, что привело к уменьшению доли СО2 в атмосфере на 10 частей на миллион и заметному похолоданию климата на протяжении последующих нескольких десятилетий. Это, как утверждают авторы статьи, стало точкой отсчета Антропоцена и первым примером того, как человечество вызвало глобальные климатические изменения.

Вторая дата связана преимущественно с тем, что в то время в породах Земли начали скапливаться следы от массовых испытаний ядерного оружия, пик накоплений которых приходится как раз на 1964 год. Сами Льюис и Мэслин считают ее менее вероятной точкой начала Атропоцена, так как ядерное оружие, несмотря на всю его опасность и разрушительный потенциал, не вызвало глобальных перестроек в жизни Земли, которые можно было бы увидеть в геологических данных.

По этой причине британские геологи считают, что 1610 год является той временной точкой,  когда человечество начало доминировать на Земле. Как надеются ученые, их аргументы убедят Международную стратиграфическую комиссию (ICS) признать существование Антропоцена и признать эту дату его началом. Следующее заседание этого научного органа намечено на 2016 год.