Ученые встроили "биооружие" в картошку для защиты от колорадских жуков

/

МОСКВА, 26 фев – РИА Новости.  Биотехнологи создали новый сорт трансгенной картошки, листья которой вырабатывают и накапливают в себе особые короткие молекулы РНК, которые подавляют работу жизненно важных генов у колорадских жуков и убивают их через пять дней, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

На сегодняшний день существует несколько тысяч сортов трансгенных растений, которые защищены от вредителей тем, что их листья, плоды и побеги вырабатывают бактериальный токсин Bt, смертельно опасный для многих насекомых. Некоторые из них, в том числе и колорадские жуки, не реагируют на это вещество. Сегодня многие ученые опасаются, что со временем иммунные системы вредителей приспособятся к Bt и начнут нейтрализовать его.

Ральф Бок (Ralph Bock) из Института молекулярной физиологии растений в Потсдаме (Германия) и его коллеги подошли к проблеме борьбы с вредителями с несколько другой стороны — они "научили" растение не производить токсины, а особые фрагменты РНК колорадских жуков, которые заставляют клетки насекомого блокировать работу некоторых генов.

Как отмечают ученые, попытки встроить так называемые "короткие интерферирующие РНК" (siRNA) в геном растения производились и ранее, однако они всегда заканчивались неудачно — по каким-то причинам молекулы РНК не попадали в организм жуков вообще или проникали туда лишь в малом количестве.

Авторы статьи решили эту проблему, заставив картошку производить не короткие РНК, а их заготовки — длинные спиралевидные молекулы "двойной" РНК, которые обычно производятся внутри клетки и затем разрезаются на мелкие части специальным ферментом-дайсером (от англ. слова dice – рубить на кусочки).

Ученым удалось избежать разрезания этих заготовок при помощи крайне простого приема. Они встроили фрагмент ДНК, отвечающий за их сборку, в геном хлоропластов — особых клеточных структур, преобразующих энергию света в сахара. Хлоропласты обособлены от всех остальных частей растения и в них нет ферментов-дайсеров, так как в прошлом они были примитивными сине-зелеными микробами, которых постепенно "приручили" предки флоры.

Благодаря этому, как отмечают исследователи, эффективность встроенного в картошку "биооружия" выросла в разы. Колорадские жуки, жившие в банке с листьями подобных корнеплодов, умерли в полном составе через пять дней после начала эксперимента, что свидетельствует о высокой эффективности блокировки генов.

У подобной методики защиты урожая, объясняют Бок и его коллеги, есть несколько заметных преимуществ по сравнению с обычными пестицидами и ГМО, производящими бактериальные токсины.

Так, короткие РНК действуют крайне избирательно и работают только против тех видов, на чьи гены они "настроены". Это заметно снижает вред для окружающей среды и потенциальную угрозу для здоровья человека. Кроме того, приспособиться к ним колорадским жукам и другим насекомым будет гораздо сложнее, так как иммунная система будет считать подобные РНК обыденной частью организма, а не опасным патогеном.

В ближайшем будущем Бок и его коллеги попытаются встроить аналогичную систему "биооружия" в хлоропласты других сортовых растений, которые сегодня нуждаются в защите от насекомых. Пока ученые не до конца уверены в успехе подобных опытов, так как им еще не совсем понятно, есть ли различия в работе их хлоропластов и клеток картофеля.

• тимер в ответ пользователю (показатьскрыть)
    zx23b, думаю после фразы: "То ,что создано Богом глупо и преступно пытаться совершенствовать." не стоит больше пытаться спорить ;)
    27.02.2015
  • так-то этот сорт картофеля существует уже как лет 20... опоздали "малость" с новостью...
    27.02.2015
  • Вся эта генная инженерия подрывает сложившееся за миллионы лет биологическое равновесие в природе и угрожает биологической катастрофой для всех живущих сейчас в гармонии видов. Необходимо запретить эти эксперименты,иначе когда все пойдет в разнос будет поздно.
    26.02.2015
  • День триффидов всё ближе.
    26.02.2015
    27.02.2015
  • иван иванов первый, а значит травить растения всякой гадостью и гадать на кофейной гуще что же таки случится - сильно лучше? ты просто тв насмотрелся...
    27.02.2015
  • "Это заметно снижает вред для окружающей среды и потенциальную угрозу для здоровья человека." Тотальная, проплаченная ЛОЖЬ! Только враги человечества могут продвигать подобную информацию. Пусть авторы "биооружия" на себе экспериментируют, поедая "безопасный" картофель.
    27.02.2015
  • zx23b, Отвечаю на Ваш вопрос.Когда вы "травите" вредителей на определенном участке,то просто помогаете выжить вашим посадкам,а если создаете вид не подверженный внешним напастям,то нарушаете равновесие в природе.И речь не только о картошке,которая мол захватит поля,те же жуки ведь созданы природой не зря.Исчезнут они где-то,что-то пойдет по другому.А ведь ученые на картошке не остановятся и будут "творить направо и налево.Представьте,что человек не имеющий понятия об устройстве компьютера из любопытства лезет в него пытаясь усовершенствовать -вряд ли итог будет прекрасный.А биосфера складывалась миллионы лет,все в ней необходимо для существования другого и разорвал эту цепочку мы либо получим мир в котором нам не будет места,либо новый Марс.
    27.02.2015
  • "Европейские биологи создали новый вид трансгенной картошки, который защищает себя от атак колорадских жуков при помощи особенного "биооружия", которое убивает вредителей с гарантированным результатом через пять дней и при этом не трогает других членистоногих." Есть небольшой побочный эффект - корнеплод несъедобен... :-)
    27.02.2015
  • иван иванов первый, то есть по вашему генетики это "люди с улицы"-не профессионалы? благодаря таким неучам как вы и возникла вся эта истерия по поводу ГМО, вы забыли школьный курс биологии?
    27.02.2015
  • zx23b, Это все ваши аргументы? Мы профессионалы,а вы неучи? Кстати откуда могут взяться профессионалы в том деле,где они никогда не работали.Это не профессионалы,а экспериментаторы.Когда они экспериментируют со своим компьютером,я ничего против не имею а ,вот когда они берутся за мою среду обитания ,поворачивая реки ,осушая болота,а сейчас и вмешиваясь в основы жизни становится страшно за будущие поколения.
    27.02.2015
  • иван иванов первый, в твой геном никто не вмешивается и ГМО твоему геному помешать не могут, это можно было уяснить для себя ещё в школе на уроках биологии, ты просто наслушался журнализдов жадных до "сенсаций", которые совершенно не разбираются в вопросе, вспомнить хотя бы "болгенОС"(про школьника "создавшегоснуля" первую Российскую операционную систему)...
    27.02.2015
  • zx23b, А до тебя никак не доходит,что ты со своим геномом окажешься в мире где просто не выживешь.То ,что создано Богом глупо и преступно пытаться совершенствовать.Своей головой надо думать,а не "журналистами".
    27.02.2015