Астрофизики открыли рекордно тяжелую черную дыру в юной Вселенной

/
Астрофизики нашли в созвездии Рыб гигантскую черную дыру, которая весила в 12 миллиардов раз больше Солнца уже через миллиард лет после Большого взрыва и вырабатывала непропорционально много света и энергии, что бросает тень на современные теории зарождения таких космических "тяжеловесов".

МОСКВА, 25 фев – РИА Новости. Международный коллектив астрономов нашел в созвездии Рыб чрезвычайно крупную и активную черную дыру массой в 12 миллиардов Солнц, что делает ее самым большим и ярким квазаром, существовавшим в первые эпохи жизни Вселенной, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Открытие столь яркого квазара представляет собой большую загадку для теорий, описывающих процесс формирования черных дыр в ранней Вселенной. Как сверхмассивные черные дыры могут расти столь быстро в то время, когда Вселенная была столь молода, как они взаимодействовали с галактикой и окружением? Найденный нами квазар является уникальной лабораторией для поиска ответов на эти вопросы", — пояснил Сяохуэй Фань (Xiaohui Fan) из университета Пекина (Китай).

Фань и его коллеги открыли один из самых первых "космических тяжеловесов", наблюдая за несколькими крайне далекими от нас квазарами при помощи самого большого телескопа Китая, построенного в 2007 году в городе Лицзян.

Изучая созвездие Рыбы, авторы статьи натолкнулись на необычно яркую галактику, которая впоследствии получила шифр J0100+2802. Красный оттенок, свидетельствующий о большом расстоянии, и большая интенсивность излучения квазара в ее центре привлекли внимание ученых, и они решили измерить расстояние до него и всесторонне изучить его свойства при помощи ряда наземных обсерваторий.

Достаточно быстро ученые выяснили, что квазар был невероятно древним — мы его видим в таком состоянии, в котором он существовал почти 12,8 миллиарда лет назад, чуть меньше чем миллиард лет после Большого взрыва. Что самое главное, квазар был невероятно ярким для этого времени — он вырабатывает больше света и других форм излучения, чем 420 триллионов звезд, похожих на Солнце.

Масса сверхмассивной черной дыры, породившей этот древнейший "маяк Вселенной", составляет, по оценкам авторов статьи, около 12 миллиардов масс Солнца. Это очень высокий показатель, сопоставимый с весом самых больших "космических тяжеловесов" сегодня, — к примеру, черная дыра в центре галактики NGC1277 обладает массой в 20 миллиардов Солнц.

Учитывая, что формирование J0100+2802 могло проходить лишь несколько сотен миллионов лет, после завершения так называемой эпохи реионизации, открытие данного квазара ставит перед учеными новый вопрос — как возникали и росли столь большие черные дыры в то время.

Если современные теории их роста верны, то J0100+2802  просто не успел бы вырасти до нужных размеров, так как даже при стопроцентно эффективном поглощении материи он не смог бы съесть так много газа и пыли. Фань и его коллеги попытаются найти ответ на данный вопрос в ходе дальнейших наблюдений за этим объектом, используя более мощные телескопы, в том числе орбитальные обсерватории "Хаббл" и "Чандра".

• Stonaxie Joushandenti, Ну вроде бы в статье четко написано, что китайские ученые, причем не безымянные.
    А что касательно "На Земле не могут ни с чем разобраться, а по чёрным дырам уже специалисты.", то я все время удивляюсь таким глупым комментариям - астрофизики должны заниматься проблемами на Земле? Или все дружно должны этим заниматься? У каждого свой род занятий (о разделение труда, слышали?) и не Вам судить кто чем должен заниматься.
    26.02.2015
  • На Земле не могут ни с чем разобраться, а по чёрным дырам уже специалисты. Наверняка как обычно британские учёные, из дерьма печёные.
    25.02.2015
    25.02.2015
    26.02.2015
  • Никита Воронов, мой посыл адресован не астрофизикам, а человечеству в целом. Астрофизики должны заниматься проблемами земли за всех людей? Попробуй повнимательней прочитать мой комментарий. И хорошо бы иметь ещё немного чувства юмора.
    26.02.2015
  • Если есть черные дыры, то тогда, где то, во вселенной, по теории вероятности должны быть и белые дыры, красные квадраты, зеленые ромбы, коричневые пирамиды?! Так что ученые ищем новые открытия.
    27.02.2015