Ученый: темная материя может частично вызывать массовые вымирания

© Фото : Background photo: Serge Brunier / NASAКрасные и синие точки на этой фотографии отмечают звезды, скорость движения которых помогла ученым найти темную материюКрасные и синие точки на этой фотографии отмечают звезды, скорость движения которых помогла ученым найти темную материю
Американский астробиолог предполагает, что пять массовых вымираний в истории Земли и многочисленные эпизоды "перестройки" горных систем и циклы повышенной геологической активности могут быть частично связаны с тем, что Земля в эти моменты проходила через скопления темной материи.

МОСКВА, 19 фев – РИА Новости. Американский астробиолог предполагает, что пять массовых вымираний в истории Земли и многочисленные эпизоды "перестройки" горных систем и циклы повышенной геологической активности могут быть частично связаны с тем, что Земля в эти моменты проходила через скопления темной материи, говорится в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

"Нам достаточно сильно повезло в том, что мы живем на планете, на которой есть все условия для развития и поддержания сложных форм жизни. Но история Земли пестрит масштабными и массовыми эпизодами вымирания видов, некоторые из которых мы можем объяснить с большим трудом. Может быть, в них была виновата темная материя, природа которой остается пока малоизвестной для нас, но на долю которой при этом относится примерно 25% от общей массы Вселенной. Она может влиять не только на крупномасштабные космологические процессы, но и на то, что происходит с жизнью на Земле", — заявил Майкл Рампино (Michael Rampino) из Института космических исследований НАСА имени Годдарда (США).

Рампино пришел к такому неожиданному выводу и решился его озвучить в научной прессе после того, как он обратил внимание на две вещи, которые могут связывать вымирания, геологическую активность и темную материю.

Первая из них заключается в том, что Земля, вместе с Солнечной системой, не стоит на месте и вращается вокруг центра Галактики, совершая один оборот за 250 миллионов лет. Второй факт состоит в том, что это Земля, Солнце и другие члены нашей планетной системы "бегают" вокруг галактического центра не по прямой линии, а по своеобразной спирали, один виток которой они проходят за примерно 30 миллионов лет.

Как отмечает Рампино, примерно с такой же периодичностью в последние 600 миллионов лет происходили вымирания животных на нашей планете, признавая, что не все ученые согласны с этой идеей. Это натолкнуло его на мысль, что движение Земли по Галактике могло быть каким-то образом связано с исчезновениями животных и связанными с ними катастрофами, а также с циклами геологической активности.

Как заметил астроном, во время каждого такого витка Солнечная система один раз касается или проходит через диск Галактики, испытывая на себе действие приливных сил, порождаемых массой Млечного Пути или гравитационных возмущений, вызываемые тонким диском из темной материи, который находится в середине "блина" нашей Галактики.

Каждый такой эпизод, как показывают простейшие астрономические модели, будет приводить к глобальным перестройкам в облаке Оорта, окружающего Солнечную систему. Это "облако", состоящее из комет и других "ледяных" тел, расположено на расстоянии в 150 — 1,5 тысячи астрономических единиц (средней дистанции между Землей и Солнцем) от нашего светила.

В результате пертурбаций часть комет в этом облаке заметно поменяет свои орбиты, и часть из них начнет периодически сближаться с Землей. Аналогичные изменения, по расчетам Рампино, должны происходить и среди астероидов. В пользу этого свидетельствуют периодические возрастания и падения в числе "ископаемых" кратеров в породах разных геологических эпох.

Как заявляет ученый, темная материя будет влиять не только на малые небесные тела Солнечной системы, но и на саму Землю. Частицы темной материи, так называемые WIMP'ы, могут в принципе, если наши представления об их свойствах хотя бы частично верны, накапливаться внутри ядра Земли.

Через некоторое время, когда их плотность возрастет до критической отметки, они распадутся, что приведет к выделению энергии и нагреву недр планеты. Приток тепла может быть причиной того, почему примерно каждые 20-40 миллионов лет Земля переживает эпизоды масштабной перестройки горных систем и прочих элементов рельефа.

Как отмечает Рампино, последний раз Земля пересекала "диск" Галактики 2-3 миллиона лет назад. Примерно в это же время произошло очередное крупное вымирание видов, и климат Земли начал резко меняться, дав начало эпохе оледенения. По его словам, данный процесс, скорее всего, еще не закончился, и мы продолжаем жить в фазе "кометных дождей", вызывавших вымирания в прошлом.