Генетики планируют "воскресить" вымершую в 19 веке версию холеры

/
"По нашим сведениям, это самые хорошо сохранившиеся останки жертв холеры, которые относятся к этому периоду времени. Пока нам не удалось найти обрывков ДНК в этих останках, но у нас есть все основания полагать, что это удастся сделать. Мы обнаружили другие фрагменты геномов микробов и человека, что побудило нас продолжить анализ останков".

МОСКВА, 16 фев – РИА Новости. Археологи и генетики планируют "воскресить" полную ДНК штамма холеры, вызывавшего всемирные эпидемии в 19 веке, что стало возможным благодаря необычному захоронению жертв этой болезни в Италии, сообщает пресс-служба университета штата Огайо.

"По нашим сведениям, это самые хорошо сохранившиеся останки жертв холеры, которые относятся к этому периоду времени. Пока нам не удалось найти обрывков ДНК в этих останках, но у нас есть все основания полагать, что это удастся сделать. Мы обнаружили другие фрагменты геномов микробов и человека, что побудило нас продолжить анализ останков", — заявил Кларк Ларсен (Clark Larsen) из университета штата Огайо (США).

У бактерии Vibrio cholerae есть две разновидности: "классическая", которая была причиной эпидемий XIX века, и "современная", получившая название Эль-Тор. Она и вызывает большую часть эпидемий с 1960-х годов. Новый штамм холеры был впервые найден в городе Эль-Тор (Египет) в 1905 году. Сегодня от холеры, по оценкам ВОЗ, умирает примерно 120 тысяч человек.

Причины, по которым Эль-Тор сменил классическую разновидность, до сих пор остаются неизвестными. Объяснить их может изучение геномов бактерий, вызывавших эпидемии XIX века, но сложность заключается в том, чтобы найти образцы бактерий, сохранившиеся до наших дней.

Ответы на этот вопрос и другие тайны холеры Ларсен и его научная команда надеются получить на одном из старых монастырских кладбищ в итальянской Тоскане, где местные жители десятилетиями хоронили жертв холеры. Перед захоронением тела усопших покрывали известью, которая со временем превращалась в своеобразную цементную "корочку". Она не только уменьшала риск дальнейшего распространения болезни, отмечает Ларсен, но и позволила сохраниться костям и обрывкам ДНК бактерий, жившим в теле умерших итальянцев.

Первая попытка "воскресить" древнюю версию холеры была предпринята в январе прошлого года, когда Ларсен и его коллега Хендрик Пойнар опубликовали расшифровки обрывков ее ДНК, найденных в заспиртованной кишке жертвы холеры, умершей в США в 1849 году. Как отмечают ученые, это открытие помогло им раскрыть "место рождения" современной и древней холеры и раскрыть некоторые другие детали эволюции микроба, но этих генетических данных все равно недостаточно для понимания того, почему исчезла средневековая версия холерного вибриона.

По этой причине команда Ларсена приступила к раскопкам кладбищенской территории одного из монастырей в Тоскане, где хоронили не только жертв холеры, но и чумы и других болезней. "Воскрешая" и изучая бактерий, поражавших местных жителей с 1054 года, времени постройки монастыря, археологи и генетики планируют составить атлас средневековых болезней и проследить за эволюцией патогенов в Европе на протяжении последнего тысячелетия.

• Новый виток в создании бактериологического оружия?
  • Ну вот и зачем?
    16.02.2015
  • Новый виток в создании бактериологического оружия?
  • Ну вот и зачем?
    16.02.2015
  • я так и не понял из статьи, зачем им та холера, современной холеры им мало? зачем на это тратить деньги? подвергать риску человека?
    17.02.2015