Ученые нашли в созвездии Персея рождающуюся звездную систему-"Татуин"

/
"Нас всегда волновал простой вопрос — почему наше Солнце является звездой-одиночкой, тогда как ее соседка, Альфа Центавра, представляет собой звездную систему из трех светил. Сегодня существует несколько моделей, объясняющих формирование подобных звезд, и теперь мы знаем об их происхождении немножко больше, чем раньше".

МОСКВА, 11 фев – РИА Новости. Радиотелескопы VLA и GBT помогли международной группе астрономов обнаружить в газовой туманности  Barnard 5, расположенной в созвездии Персея на расстоянии в 800 световых лет от Земли, формирующуюся звездную систему из трех светил, своеобразный аналог светил Татуина из "Звездных войн", говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Нас всегда волновал простой вопрос — почему наше Солнце является звездой-одиночкой, тогда как ее соседка, Альфа Центавра, представляет собой звездную систему из трех светил. Сегодня существует несколько моделей, объясняющих формирование подобных звезд, и теперь мы знаем об их происхождении немножко больше, чем раньше", — рассказывает Сара Оффнер из университета Массачусетса в Амхерсте (США), автор одной из таких моделей звезд-"Татуинов".

Дюжина американских и европейских астрономов выяснила, как формируются Татуины и обнаружила такую звездную систему на самых ранних этапах ее зарождения, наблюдая за "звездными яслями" Barnard 5 в созвездии Персея при помощи наземных радиотелескопов.

В этом облаке из газа и пыли уже присутствует одна молодая звезда, а также три звездных "зародыша", которые в ближайшем астрономическом будущем, через 40 тысяч лет, схлопнутся и превратятся в светила. По расчетам ученых, три из них сблизятся и выбросят четвертое светило из "яслей" в ближайший миллион лет. В результате этого возникнет тройная звездная система, чем-то напоминающую Татуин из "Звездных войн" Джорджа Лукаса.

Как показали наблюдения при помощи VLA и GBT, данные "звездные ясли" содержат в себе четыре, а не одну протозвезду по той причине, что сгустки газа в Barnard 5, исходящие от центра туманности,  разбились на несколько обособленных частей.

Подобный сценарий формирования "Татуинов" раньше не рассматривался учеными, отмечает Джейми Пинеда (Jaime Pineda) из Института астрономии в Цюрихе (Швейцария), ведущий автор статьи. По его словам, теперь "астрономы могут смело добавить фрагментацию сгустков газа внутри яслей в список гипотез (объясняющих рождение Татуинов)".

У этой версии Татуина уже есть достойный конкурент — в конце октября прошлого года чилийский радиотелескоп ALMA обнаружил в созвездии Тельца, на расстоянии в 460 световых лет от Земли, систему из трех звезд, вокруг которых сейчас формируются планеты. Данные, полученные телескопом во время наблюдений за этой системой, являются первым практическим подтверждением того, что формирование планет у таких звезд в принципе возможно.