Физики-ядерщики уточнили скорость хода "атомных часов" Вселенной

Модель атома
Физики представили миру новые уточненные данные по периоду полураспада нестабильного железа-60, чьи атомы можно найти в материи останков сверхновых, протопланетных дисках и других космических объектах.

МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Физики представили миру новые уточненные данные по периоду полураспада нестабильного железа-60, чьи атомы можно найти в материи останков сверхновых, протопланетных дисках и других космических объектах, говорится в статье, опубликованной в журнале Physical Research Letters.

"Период полураспада железа-60 является краеугольным камнем и мерилом справедливости для всех теорий, описывающих процесс взрыва и угасания сверхновых и перипетии рождения Солнечной системы. Так как этот изотоп рождается только в сверхновых, присутствие его атомов на Земле говорит о том, что рядом с нами в последние 10 миллионов лет происходили взрывы звезд. Они могли вызывать резкие изменения в климате планеты и даже послужить "спусковым крючком" для рождения Солнечной системы 4 миллиарда лет назад", — заявил Антон Уоллнер (Anton Wallner) из Национального университета Австралии в Канберре.

По словам Уоллнера, до публикации их работы у ученых не было точных данных по тому, как быстро распадаются атомы этих вселенских "атомных часов", как называют железо-60 авторы статьи. Оценки были очень разными — часть физиков считала, что период полураспада этого изотопа равен 1,5 миллиона лет, а другие склонялись в сторону более медленного "тикания" этих атомных часов — 2,62 миллиона лет.

Австралийские физики, при помощи швейцарских и австрийских коллег, уточнили эти оценки — по их версии, период полураспада железа-60 составляет 2,6 миллиона лет. Им удалось повысить точность замеров благодаря новой технике извлечения атомов железа-60 из отработанного ядерного топлива, где оно постепенно накапливается в ходе работы атомных электростанций, а также специального масс-спектрометра, созданного инженерами Национального университета.

Как отмечает Уоллнер, уточненные данные по скорости "тикания" этих атомных часов Вселенной помогут астрономам точнее вычислять возраст протопланетных дисков за пределами Солнечной системы и следить за частотой взрывов сверхновых и их физическими характеристиками.