Военные инновации оказались "двигателем" эволюции цивилизаций

© РИА Новости / Юрий КаверПерейти в фотобанкРеконструкция военно-исторических событий Куликовской битвы. Архивное фотоРеконструкция военно-исторических событий Куликовской битвы. Архивное фото
Ученые из университета Теннеси в Ноксвилле построили модель, объясняющую развитие цивилизаций с 1500 года до н.э. до 1500 года н.э. Выяснилось, что военно-технические инновации и новые способы ведения войны были главным двигателем эволюции и развития цивилизаций.

МОСКВА, 23 сен — РИА Новости. Военно-технические инновации и новые способы ведения войны были главным двигателем эволюции и развития цивилизаций во время древнего мира, античности и конца Средневековья, на что указала математическая модель их развития, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Сергей Гаврилец из университета Теннеси в Ноксвилле (США) и его коллеги построили модель, объясняющую развитие цивилизаций с 1500 года до н.э. до 1500 года н.э.

"Что особенно привлекательно в таких исследованиях — теперь мы можем не просто описывать и рассказывать то, что произошло, но и объяснять общие исторические закономерности с "математической" точностью. Подобные объяснения событий позволяют нам лучше понимать то, что происходит сегодня, и помогут нам научиться предсказывать будущее", — заявил Гаврилец.

Модель математиков представляет собой сетку из 100 клеток по горизонтали и вертикали, каждая из которых обладает 12 ключевыми параметрами — уровнем развития агрикультуры, типом местности и высотой. Клетки с сельским хозяйством становятся "зародышами" цивилизации, а "степные" ячейки — рассадниками военных технологий.

Кроме того, все клетки в модели имеют небольшой шанс стать носителем так называемого культурного генома, который необходим для развития государственных институтов. Каждый "зародыш цивилизации" имеет возможность напасть на соседние клетки и захватить их с вероятностью, которая зависит от площади государства, размеров культурного генома и наличия военных технологий и географических препятствий.

Для наполнения модели ученые использовали исторические данные, наложив "сетку" из клеток на карту Старого Света. По словам математиков, их детище оказалось достаточно точным — карта развития цивилизаций в целом совпала с реальными данными и отличалась от них лишь в мелких деталях.

Убедившись в работоспособности модели, ученые попытались найти главный фактор развития цивилизаций, меняя одну из характеристик для всех ячеек.

Оказалось, что главным "двигателем" их эволюции был доступ к военным технологиям — когда ученые удалили реальные данные и заменили их случайными числами, модель перестала работать. Данный факт позволяет говорить о том, что война действительно была главным "локомотивом" истории, о чем часто говорили историки в прошлом и настоящем.

Читайте также: была ли жизнь на Марсе, из чего состоит "центр воображения" в мозгу человека, как сделать растворимые горшки для рассады, когда закончится жизнь на Земле и многое другое — в свежем выпуске еженедельной рубрики "Научный понедельник" на ria.ru.