Геофизики открыли в Тихом океане самый большой вулкан на Земле

© Eurekalert, Will SagerТрехмерное изображение мегавулкана Таму в Тихом океанеТрехмерное изображение мегавулкана Таму в Тихом океане

Ученые из Техасского университета исследовали дно в северо-западной части Тихого океана, в районе поднятия Шатского, и обнаружили, что самое большое плато на нем, получившее название массив Таму является единым вулканическим сооружением.

МОСКВА, 5 сен — РИА Новости. Американские геофизики открыли на дне Тихого океана гигантский мегавулкан, который по своим размерам сопоставим c Британией или с марсианской горой Олимп — самым большим вулканом Солнечной системы, говорится в статье, которая опубликована на сайте журнала Nature Geoscience.

Уильям Сэгер (William Sager) из Техасского университета A&M и его коллеги исследовали дно в северо-западной части Тихого океана, в районе поднятия Шатского, и обнаружили, что самое большое плато на нем, получившее название массив Таму (по аббревиатуре университета — Texas A&M University) является единым вулканическим сооружением.

Диаметр мегавулкана Таму составляет около 625 километров, а высота достигает 4 километров. Таму не извергался уже 140 миллионов лет, но уже само его существование дает геофизикам возможность понять, как много магмы может скапливаться под земной корой и изливаться на поверхность.

"Геофизические данные с массива Таму демонстрируют, что гигантские вулканы, найденные на других планетах Солнечной системы имеют кузенов здесь на Земле. Земное разнообразие вулканов плохо изучено, поскольку эти монстры нашли лучшее место, где спрятаться — дно моря", — говорится в статье.

Массив Таму расположен в 1,5 тысячи километров к востоку от Японии, в районе где сходятся три тектонические плиты. Результаты бурения дна в этом районе показывали, что оно состоит из лавовых отложений, но ученые считали, что здесь может быть несколько вулканов, и лавовые потоки от них накладывались друг на друга, как это происходит на Гавайских островах и в Исландии.

Однако сейсмическое зондирование дна, проведенное группой Сэгера, показало, что все лавовые потоки исходили из одной точки. Это указывало на существование единого центрального жерла, а значит, геофизики имели дело с единым вулканом. Вулкан Таму относится к классу щитовых вулканов — очень больших по площади и с очень пологими склонами. Самый большой щитовой вулкан — гавайский Мауна-лоа — имеет диаметр не более 100 километров.

Читайте также: какой ключевой элемент жизни был принесен на Землю с Марса, как алкоголь в раннем возрасте влияет на развитие рака груди, почему безденежье ослабляет умственные способности и многое другое — в свежем выпуске еженедельной рубрики "Научный понедельник" на ria.ru.