Физики засекли предполагаемые частицы темной материи

© Фото : SuperCDMS CollaborationКриостат для детектора CDMS IIКриостат для детектора CDMS II
Темная материя - невидимая субстанция, о наличии которой можно судить только по ее гравитационному воздействию, она не взаимодействует с электромагнитными волнами, то есть не испускает, не поглощает и не отражает никакое излучение.

МОСКВА, 16 апр — РИА Новости. Американские физики в ходе эксперимента CDMS с подземными криогенными детекторами впервые получили прямые свидетельства в пользу существования частиц темной материи — так называемых "вимпов", до открытия остается один шаг, говорится в сообщении на сайте эксперимента.

Темная материя — невидимая субстанция, о наличии которой можно судить только по ее гравитационному воздействию, она не взаимодействует с электромагнитными волнами, то есть не испускает, не поглощает и не отражает никакое излучение. На долю "обычной" материи приходится 4,9% массы Вселенной, на темную материю — 26,8%. Темная материя может состоять из тяжелых слабовзаимодействующих частиц — "вимпов" (Weakly Interacting Massive Particles — WIMP).

Физики из США создали в выработанной шахте в штате Миннесота обсерваторию криогенного поиска темной материи (Cryogenic Dark Matter Search II — CDMS II). Она находится на глубине 600 метров под землей и состоит из германиевых детекторов размером с хоккейную шайбу, охлажденных до температуры, близкой к абсолютному нулю. Детекторы должны фиксировать случаи упругого столкновения вимпов с ядрами атомов. В 2010 году ученые заявили, что им удалось зафиксировать два события, однако анализ показал, что это были ложные срабатывания. Поэтому ученые решили использовать более надежные кремниевые детекторы.

В результате восемь кремниевых детекторов поймали три события столкновений вимпов с ядрами атомов. Это дает уровень достоверности в 3 стандартных отклонения (сигма), то есть 99,8% вероятности, что это действительно новые частицы, а не результат флуктуаций. Согласно полученным данным, масса вимпов должна составлять 8,6 гигаэлектронвольт или примерно в 8,5 раза тяжелее протона.

"Для открытия требуется уровень 5 сигма или лучше. Это, конечно, очень интересный результат, но… нам нужны еще данные, чтобы быть уверенными в открытии", — сказал один из участников эксперимента Рупак Махарата (Rupak Mahapatra) из техасского университета A&M.