Телескоп "Планк" уточнил "рецепт" Вселенной и ее возраст - РИА Новости, 21.03.2013

Телескоп "Планк" уточнил "рецепт" Вселенной и ее возраст

© Fotolia / orandak8Галактика. Архив
Галактика. Архив
Европейский телескоп "Планк" (Planck) был запущен в мае 2009 года. Его главной задачей было как минимум два раза просканировать всю небесную сферу и получить значительно более полную картину реликтового излучения - "эха" Большого взрыва.

МОСКВА, 21 мар — РИА Новости. Ученые, работающие с космическим телескопом "Планк", составили самую точную на сегодняшний день карту "эха" Большого взрыва и "состарили" Вселенную на несколько десятков миллионов лет, говорится в сообщении Европейского космического агентства.

Европейский телескоп "Планк" (Planck) был запущен в мае 2009 года. Его главной задачей было как минимум два раза просканировать всю небесную сферу и получить значительно более полную картину реликтового излучения — "эха" Большого взрыва. Первый сеанс сканирования "Планк" закончил в июле 2010 года, а новые данные "Планка" ученые называли одним из самых ожидаемых событий 2013 года в науке.

Вселенная "глазами" телескопа "Гершель" и обсерватории "Планк">>

Как отмечает ЕКА, эти данные позволили ученым уточнить значение постоянной Хаббла, скорости расширения Вселенной на текущий момент — ее телескоп оценил в 67,15 километра в секунду на мегапарсек. Это означает, что две галактики, разделенные расстоянием в один мегапарсек, или примерно 3 миллиона световых лет, разлетаются со скоростью около 67 километров в секунду. Кроме того, уточненное значение позволяет пересчитать и "возраст" Вселенной, который теперь оценивается в 13,82 миллиарда лет.

Телескоп также уточнил и "рецепт" Вселенной: по новым оценкам ученых, на долю "обычной" материи приходится 4,9% ее массы, на темную материю, которую пока удалось обнаружить лишь по косвенным признакам — 26,8%, несколько больше, чем считалось. Остальное приходится на еще более таинственную темную энергию, "ответственную" за ускорение расширения Вселенной.

В целом, по словам ученых, новая карта "Планка" очень хорошо соответствует стандартной космологической модели, однако ее точность позволила зафиксировать и некоторые аномалии. В их числе, в частности, знаменитое "холодное пятно", область излучения аномально низкой температуры, впервые обнаруженное предшественником "Планка", зондом WMAP. Теперь, отмечают астрономы, пятно и другие аномалии "нельзя считать артефактами или ошибками измерений — они реальны, и нужно искать им объяснения".