Астрономы обнаружили в созвездии Золотой рыбы "беглую" планету

Беглая планета CFBDSIR2149, обнаруженная внутри скопления звезд в созвездии Золотой рыбы
Это небольшое скопление звезд находится очень близко к Земле, на расстоянии в 65 световых лет, что делает его крайне удобной целью для наблюдений при помощи оптических телескопов.

МОСКВА, 14 ноя — РИА Новости. Чилийский телескоп VLT и его гавайский собрат CFHT помогли ученым обнаружить в созвездии Золотой рыбы небольшой объект неизвестной природы и в последствии доказать, что он является планетой, "сбежавшей" от родной для нее звезды, говорится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

"Когда мы ищем планеты в непосредственной близости от звезды, мы уподобляемся людям, которые пытаются разглядеть светлячка, сидящего в сантиметре от мощных фар автомобиля. Эта близлежащий "беглый" объект дал нам шанс подробно изучить "светлячка", изображение которого больше не портится фарами машины", — заявил руководитель группы ученых Филипп Делорм (Philippe Delorme) из Института планетологии и астрофизики в Гренобле (Франция).

Делорм и его коллеги наблюдали за так называемой движущейся группой звезд АВ Золотой Рыбы — семейством из 30 молодых звезд, сформировавшихся примерно в одно и то же время. Это небольшое скопление звезд находится очень близко к Земле, на расстоянии в 65 световых лет, что делает его крайне удобной целью для наблюдений при помощи оптических телескопов.

Когда авторы статьи изучали снимки скопления в инфракрасном диапазоне, полученные приборами SOFI и WIRCam в составе телескопов NTT и CFHT, они заметили на снимках очень тусклый, но крайне любопытный объект, получивший индекс CFBDSIR2149. Судя по его размерам и яркости, он может быть одновременно и крупной планетой-гигантом, и коричневым карликом — "несостоявшейся" звездой, чья масса слишком мала для начала термоядерных реакций в ее центре.

Относительно близкое расположение CFBDSIR2149 по отношению к Земле позволило астрономам определить его сущность, изучив спектр инфракрасного излучения. Для этого ученым пришлось задействовать спектрограф X-Shooter, подключенный к телескопу VLT в чилийской обсерватории Параналь, так как у двух других телескопов не хватало чувствительности для получения достоверных данных о спектре.

Анализ спектра показал, что данный объект все же является планетой-гигантом, чья масса примерно в 3-7 раз выше, чем у Юпитера. В пользу этой гипотезы свидетельствуют и небольшой возраст планеты, низкая температура ее поверхности — 430 градусов Цельсия, а также близкое расположение к звездам из скопления АВ. По расчетам астрономов, общая вероятность того, что CFBDSIR2149 является планетой, превышает 95%, что оставляет мало шансов для гипотезы "коричневого карлика".

"Дальнейшее изучение этой планеты должно подтвердить, что CFBDSIR2149 является "беглой" планетой. Ее можно использовать в качестве модели для понимания физических свойств и поведения других похожих экзопланет, которые мы сможем находить в будущем при помощи систем получения высококонтрастных снимков, таких как инструмент SPHERE, который будет установлен на телескоп VLT", — заключает Делорм.

• Не бывает такой температуры — 430 градусов Цельсия - читайте школьный курс физики. Из первоисточника следует, что температура +430 С, но ее низкой не назовешь, она достаточно высока, что и позволило обнаружить планету по ее тепловому излучению
    15.11.2012
  • parzefal, в мире все относительно . Температура +430 по Цельсию для новой планеты,если она только зародилась и вся кипит - это относительно низкая температура. Это примерно дневная температура Меркурия.
    15.11.2012