В Гватемале найден древнейший астрономический календарь майя

Фрагмент календаря майя, предсказывающего время затмений Венеры и Марса в последующие 7 тысяч лет
Американские археологи обнаружили в северной части Гватемалы дом писца майя, на стенах которого были нарисованы древнейшие на сегодняшний день астрономические таблицы, описывавшие солнечный и лунный год, а также многолетние циклы движения Венеры и Марса.

МОСКВА, 10 мая - РИА Новости. Американские археологи обнаружили в северной части Гватемалы дом писца майя, на стенах которого были нарисованы древнейшие на сегодняшний день астрономические таблицы, описывавшие солнечный и лунный год, а также многолетние циклы движения Венеры и Марса, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Эти фрески на настоящий момент являются самыми ранними астрономическими таблицами майя, которые были когда-либо обнаружены археологами. Это не совсем календарь как таковой, а таблицы, задающие интервалы лунных месяцев и содержащие в себе целый ряд сложных математических расчетов, связанные с астрономией. До этого подобные расчеты были известны только по Дрезденскому кодексу - рукописи майя, датируемой 14-15 веками", - пояснил РИА Новости Дмитрий Беляев - заместитель директора Мезоамериканского центра имени Кнорозова Российского государственного гуманитарного университета.

Загадки потерянной цивилизации

Группа археологов под руководством Уильяма Сатурно (William Saturno) из Бостонского университета (США) с 2001 года проводит раскопки в северной части Гватемалы - в провинции Петен.

В этой местности находится Шультун - один из крупнейших "мертвых городов" майя, открытый примерно столетие назад одним из гватемальских чернорабочих. В 1920 годах известный американский археолог Сильванус Морли (Sylvanus Morley) придумал название поселения, изучил его развалины и составил карту города.

По его оценкам, Шультун был достаточно крупным городом, в пределах которого жило несколько десятков тысяч человек. Большая часть поселения остается неизученной профессиональными археологами, однако эти нетронутые уголки Шультуна часто подвергаются "набегам" мародеров и искателей сокровищ.

В 2010 году один из учеников Сатурно Максвелл Чемберлен (Maxwell Chamberlain) обнаружил дом писца, изучая траншеи и ямы, которые оставили за собой грабители в поисках поживы. В одной из такой траншей мародеры, а затем и Сатурно и его коллеги, натолкнулись на вход в частично разрушенный дом, построенный в начале 9 века нашей эры.

Астрономическое искусство майя

Археологи обнаружили на трех уцелевших стенах дома несколько любопытных фресок. На северной стене был изображен портрет монарха, правившего в этой части государства в то время.

Эта же стена представляла собой астрономический календарь, в котором писец предсказал время затмений и "встреч" Луны, Марса и Венеры на ближайшие 1-7 тысяч лет. Данные вычисления продолжались на восточной стене, где был начертан солнечный календарь и особый религиозный календарь, в котором год продолжается 260 дней.