Астрономы нашли у тройной звезды экзопланету с "самым земным" климатом

/

МОСКВА, 2 фев - РИА Новости. Астрономы подтвердили существование в тройной звездной системе Gliese 667 в 22 световых годах от Земли гигантской землеподобной планеты, где климатические условия более всего похожи на земные, говорится в статье, принятой к публикации в Astrophysical Journal Letters.

"Эту планету можно считать лучшим кандидатом с точки зрения существования жидкой воды или даже жизни в том виде, который существует на Земле", - заявил один из авторов статьи Гильем Англада-Эскуде (Guillem Anglada-Escude) из Института науки Карнеги в Вашингтоне.

Орбиты планет и "зона жизни" в системе GJ 667C

Система Gliese 667, расположенная в созвездии Скорпиона, состоит из трех небольших звезд - двух относительно крупных оранжевых и небольшого красного карлика. Масса оранжевых карликов составляет примерно 65-75% масс Солнца, а их светимость меньше солнечной в 10-20 раз. Красный карлик обладает массой в треть веса нашего светила, а его светимость достигает лишь 0,1% от солнечной.

В 2009 году ученые обнаружили первую суперземлю этой системы - Gliese 667Cb, которая вращается вокруг красного карлика на расстоянии 0,05 астрономической единицы (средних радиусов орбиты Земли), что примерно в восемь раз меньше дистанции между Солнцем и Меркурием. Она совершает один виток вокруг светила за восемь неполных дней, а ее вес приближается к шести массам Земли. По современным оценкам, температура поверхности на этой планете слишком высока для зарождения и существования жизни.

Тайна второй планеты

Группа ученых под руководством Пола Батлера (Paul Butler) из Института науки Карнеги в Вашингтоне (США) объявила о существовании еще одной суперземли еще в ноябре 2011 года, однако перепроверка данных и их анализ потребовали дополнительного времени.

Теперь Батлер и его коллеги подтвердили существование новой планеты и присвоили ей индекс Gliese 667Cc, проанализировав дополнительную порцию снимков, полученных телескопом VLT в Европейской южной обсерватории (Чили) и спектрографами в составе гавайской обсерватории имени Кека и чилийской обсерватории Лас Кампанас.

Новая суперземля оказалась несколько меньше своей "сестры" - ее вес составляет лишь 4,5 массы Земли. Кроме того, она удалена на чуть большее расстояние от светила - 0,28 астрономических единицы. Один виток по своей орбите она совершает за 28 дней - для сравнения, Меркурий оборачивается вокруг Солнца за 88 дней.

По словам ученых, на этой планете сложились довольно комфортные условия для зарождения жизни. В частности, она получает примерно 90% от совокупной мощности излучения, которое достигает Земли от Солнца. Красные карлики излучают большую часть энергии в инфракрасной (тепловой) части спектра, благодаря чему на Gliese 667Cc господствуют практически земные температуры.

С другой стороны, многое зависит от состава атмосферы этого небесного тела - при некоторых условиях температура поверхности планеты может быть гораздо выше или ниже предсказанной из-за парникового (как на Венере) или антипарникового эффекта, как на Титане.

Как предполагают ученые, данная система может таить в себе как минимум еще две планеты - еще одну суперземлю с орбитальным периодом в 75 дней и газовый гигант на некотором отдалении от первых трех планет. Дальнейшие наблюдения помогут подтвердить или опровергнуть это предположение.

"Никто не ожидал, что данная звездная система может содержать планеты. Тем не менее, они существуют, обращаясь вокруг красного карлика с небольшим содержанием элементов тяжелее гелия. Такие звезды считаются самыми распространенными светилами в Галактике. Обнаружение планеты на столь близком расстоянии от Земли указывает на то, что Млечный путь просто кишит миллиардами потенциально обитаемых планет", - заключает один из участников группы Стивен Вогт (Steven Vogt) из университета штата Калифорния в городе Санта-Круз (США).