В Южной Америке откопали саблезубую белку из "Ледникового периода"

© Фото : Jorge Gonzalez / Guillermo RougierСаблезубая белка (Cronopio dentiacutus), которая охотилась в лесах Южной Америки примерно 100 миллионов лет назадСаблезубая белка (Cronopio dentiacutus), которая охотилась в лесах Южной Америки примерно 100 миллионов лет назад

МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости. Американские и аргентинские палеонтологи обнаружили в Южной Америке окаменелые останки млекопитающего, похожего на саблезубую белку из серии анимационных фильмов "Ледниковый период", и представили ее миру в статье, опубликованной в журнале Nature.

Гильермо Роже (Guillermo Rouger) из университета города Луисвилль (США) и его коллеги отмечают, что южноамериканская саблезубая белка (Cronopio dentiacutus), в отличие от героини мультфильма, обитала в вполне комфортных условиях тропического леса примерно 94 миллиона лет назад.

Время появления первых млекопитающих по-прежнему остается загадкой для палеонтологов. Большинство ученых полагает, что первые теплокровные животные появились уже 220 миллионов лет назад, в середине Триасового периода, одновременно с первыми примитивными динозаврами. Не совсем ясно, существовали ли млекопитающие на всех континентах в эту эпоху или же распространились по Земле уже после вымирания динозавров 65 миллионов лет назад.

Ледниковый период 3: Эра динозавров

Роже и его коллеги обнаружили череп и челюсти этого животного в формации Канделерос на территории Патагонии - природно-исторической области на юге Аргентины. Горные породы в этой области сформировались примерно 100 миллионов лет назад и принадлежат к так называемому Сеноманскому ярусу - концу мелового периода. Палеонтологи часто находили в этой местности останки мелких динозавров и прочих позвоночных животных, кроме млекопитающих.

Неполный череп, челюсти и часть зубов саблезубой белки стали лишь второй палеонтологической находкой, свидетельствующей о существовании млекопитающих на территории Южной Америки в меловом периоде. Ранее ученые обнаружили останки другого небольшого теплокровного животного - Vincelestes neuquenianus, которое обитало на территории Патагонии на 60 миллионов лет раньше саблезубой белки.

Авторы статьи проанализировали строение черепа и зубов этого животного и пришли к выводу, что оно принадлежит к надотряду Dryolestoidea - вымершим родственникам современного подкласса Звери (Theria), к которому принадлежат все существующие сумчатые и плацентарные млекопитающие.

Южноамериканская саблезубая белка сильно отличается как от своих ближайших родственников из Африки, входившей вместе с Южной Америкой в единый южный материк Гондвана, так и от дальних родичей с северного континента - Лавразии.

Челюсти саблезубой белки содержат несколько однокоренных моляров и двукоренных премоляров, что не было характерно для всех известных млекопитающих юрского и мелового периодов. Клыки Cronopio dentiacutus в несколько раз длиннее, чем все остальные зубы этого животного и по оценкам ученых, держат марку первенства среди всех клыков ранних млекопитающих.

Череп этого существа сильно вытянут и несколько сплюснут с боков, и его устройство одновременно свидетельствует о примитивности саблезубой белки и говорит о высокой пищевой специализации. Челюсти белки были относительно слабыми, но хорошо раскрывались при укусе, что позволяло животному использовать его клыки-"сабли" в полную силу.

Отсутствие характерных черт сумчатых и плацентарных млекопитающих говорит о том, что южноамериканские млекопитающие "отстали" в развитии от своих северных родственников к началу позднего мелового периода.