Археологи обнаружили в Африке самые древние каменные топоры - РИА Новости, 31.08.2011

Археологи обнаружили в Африке самые древние каменные топоры

© Фото : Pierre-Jean Texier, National Center of Scientific ResearchЛезвие каменного топора
Лезвие каменного топора
Дзен

МОСКВА, 31 авг - РИА Новости. Первые сложные орудия труда, каменные топоры, были созданы человеком прямоходящим, ранним предком человека, умевшим готовить еду и обладал первыми зачатками речи, примерно 1,7 миллиона лет назад, то есть на 350 тысяч лет раньше, чем считалось прежде, пишут американские и французские археологи в статье в журнале Nature.

Группа ученых под руководством Кристофера Лепре (Christopher Lepre) из университета Ратгерса (США) обнаружила древнейшие каменные топоры при раскопках у берегов озера Туркана в Кении.

В этом районе в 1984 году палеонтолог Ричард Лики (Richard Leakey) обнаружил так называемого "турканского мальчика". Останки считаются самым древним скелетом человека умелого из так называемой ашельской культуры - собирательного названия племен древних людей, которые умели собирать сложные орудия труда и обладали другими общими чертами.

Принято считать, что носителями данной культуры были племена гейдельбергского человека (Homo heidelbergensis) и прямоходящих людей (Homo erectus), которые появились в Восточной Африке примерно 1,6 миллиона лет назад и исчезли 150 тысяч лет назад. Эти люди умели поддерживать огонь, совместно охотились на крупных животных и пользовались хорошо обработанными каменными орудиями, в число которых входили топоры, рубила и отщепы.

"Мы подозревали, что Кокиселей - район побережья озера Туркана, где были найдены топоры - принадлежит к числу самых ранних стоянок. Я был поражен, когда понял, что геологические индикаторы указали на то, что мы откопали самую древнюю из известных нам стоянок ашельской культуры", - заявил Лепре.

Ученые обнаружили орудия труда на так называемом "береге птичьих скал" - в глубине 15-метрового слоя отложений песка, гравия и глины на западном побережье озера Туркана.

Возраст органических останков можно достаточно легко определить по содержанию в них изотопов углерода. Как правило, палеонтологи определяют время захоронения каменных орудий труда и других неорганических "следов" человека по косвенным признакам - в частности, по "аргоновому" возрасту горных пород и по направлению магнитного поля древней Земли, которое "отпечаталось" в отложениях глины.

Лепре и его коллеги вычислили примерный возраст древних топоров (1,72-1,81 миллиона лет), сравнив соотношение радиоактивных и стабильных изотопов аргона в окружающих горных породах. Затем ученые уточнили эту оценку до 1,76 миллиона лет, сопоставив магнитные свойства двух ближайших слоев глины, в окрестности которых они обнаружили орудия труда.

Как считает большинство ученых, на то время приходится расцвет более древней - олдувайской - культуры, носителями которой были люди умелые (Homo habilis) и их предшественники, питекантропы и австралопитеки. Племена этих людей пользовались самыми примитивными орудиями труда - расколотыми булыжниками и острой галькой.

Таким образом, две древнейших культуры людей - олдувайская и ашельская - сосуществовали друг с другом некоторое время на территории Восточной Африки, считают авторы статьи. Вероятно, что более совершенные Homo erectus вытеснили своих конкурентов из восточно-африканской колыбели человечества, что вынудило их мигрировать в направлении Ближнего Востока и Средиземноморья.