Бациллы средневековой "черной смерти" исчезли, не оставив потомков - РИА Новости, 29.08.2011

Бациллы средневековой "черной смерти" исчезли, не оставив потомков

© Flickr / laimagendelmundoЛаборатория
Лаборатория

МОСКВА, 29 авг - РИА Новости. Расшифровка ДНК средневековой чумной палочки - бактерии, вызвавшей эпидемию "черной смерти", опустошившей Европу в 14 веке, показала, что эта разновидность исчезла и не оставила потомков среди современных бактерий, заявляют авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Чумная палочка Yersinia pestis поражает легкие, иммунную и кровеносную систему организма и убивает человека в течение нескольких дней. Считается, что первые штаммы этой бактерии появились в степях Монголии и Центральной Азии среди сусликов и других грызунов.

В середине 14 века появилась новая, крайне опасная разновидность этого микроорганизма, которая распространилась вместе с крысами и паразитирующими на них блохами в Среднюю Азию и оттуда - в Европу. В 1347-1351 годах в Европе вспыхнула эпидемия "черной смерти", которая, по разным оценкам, унесла жизни от 15 до 34 миллионов человек - около трети общего числа европейцев в 14 веке.

Группа ученых под руководством Йоханнеса Краузе (Johannes Krause) из Тюбингенского университета (Германия) обнаружила фрагменты ДНК чумной палочки, которая, вероятно, была виновницей "черной смерти", в останках жертв эпидемии чумы 1348 года в Лондоне. Биологи собрали материал для исследований на кладбище Ист Смитфилд на восточной окраине британской столицы и примерно в трети обнаружили "обрывки" бактериального генома.

Одинаковая степень сохранности фрагментов бактериального генома и митохондриальной ДНК в костях и зубах человека свидетельствует, что ДНК микроорганизмов относятся к той же эпохе, что и захоронения.

Исследователи проанализировали эти фрагменты и сравнили их с геномом известных на сегодня штаммов Yersinia pestis. Как оказалось, чумная палочка времен "черной смерти" не оставила потомков - обрывки ее генома редко совпадали с аналогичными участками в ДНК современной чумной палочки.

Кроме того, ученым удалось восстановить плазмид pPCP1 - кольцевой участок ДНК бактерии. Этот плазмид управляет "сборкой" молекул, отвечающих за подавление иммунитета организма-хозяина, и серьезные изменения в этой области генома были бы фатальны для бактерии. Биологи собрали эту часть генома бактерии, сопоставив фрагменты pPCP1, обнаруженные в разных образцах зубов и костей. Как отмечается в статье, этот плазмид очень похож на аналогичные участки ДНК современных чумных палочек, что подтверждает их родство.

Как считают биологи, дальнейшее изучение и восстановление генома древней чумной палочки поможет раскрыть тайну ее столь высокой болезнетворности.