Астрономы отыскали планету чернее угля - РИА Новости, 11.08.2011

Астрономы отыскали планету чернее угля

© Фото : David A. Aguilar (CfA)Представление художника об экзопланете TrES-2b, самой черной среди всех планет и лун

МОСКВА, 11 авг - РИА Новости. Планета TrES-2b, расположенная в 750 световых годах от Земли, стала самой черной среди известных планет и лун - она отражает лишь 1% света, то есть меньше, чем уголь, пишут американские астрономы в статье, принятой к печати в журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

"TrES-2b отражает значительно меньше света, чем черная акриловая краска, это поистине чуждый мир", - отмечает ведущий автор исследования Дэвид Киппинг (David Kipping) из Гарвард-Смитсонианского центра астрофизики.

Экзопланета TrES-2b, обращающаяся вокруг звезды GSC 03549-02811 в созвездии Дракона, была открыта в августе 2006 года сетью телескопов проекта Trans-atlantic Exoplanet Survey (TrES) с помощью транзитного метода, основанного на точном измерении колебаний яркости звезды, когда планета проходит перед ее диском.

Эта планета относится к классу "горячих юпитеров" - газовых гигантов, орбита которых находятся очень близко к звезде. "Наш" Юпитер покрыт яркими метановыми и аммиачными облаками, отражающими примерно треть света. Однако TrES-2b находится на расстоянии 4 миллиона километров от звезды, что более чем в 10 раз меньше расстояния от Меркурия до Солнца. Звезда разогревает планету до температуры около 1000 градусов Цельсия и в такой жаре не могут существовать ни аммиак, ни метан. По мнению ученых, ее атмосфера содержит газообразный натрий, калий и оксид титана, хорошо поглощающие свет.

Киппинг и Дэвид Шпигель (David Spiegel) из Принстонского университета в своей статье представили результаты анализа фотометрических измерений планетной системы TrES-2, сделанных космическим телескопом "Кеплер". Этот космический аппарат, предназначенный специально для поиска планет у других звезд, с очень высокой точностью фиксирует колебания яркости звезд, что позволяет заметить момент, когда диск звезды закрывает планета.

Более того, "Кеплер" способен заметить крошечную прибавку к излучению звезды за счет света, отраженного от планеты, что позволяет рассчитать колебания, связанные с изменениями фазы планеты, то есть между моментами, когда планета поворачивается к нам дневной и ночной стороной.

Ученые, анализируя выложенные в открытый доступ данные "Кеплера", просчитали эти колебания.

"Мы определили, что колебания между днем и ночной яркостью составили около 6,5 частей на миллион, что дает самое низкое значение колебаний, среди всех наблюдавшихся", - говорится в статье.

Ее авторы отмечают, что ни одно из веществ, которые, по их мнению, могут содержаться в атмосфере планеты, не могут с такой интенсивностью поглощать излучение.

"Неясно, что делает эту планету такой необыкновенно темной, - говорит Шпигель. - Однако она все же не черная как смола. Она так раскалена, что испускает тусклый красный свет, похожий на свечение раскаленной спирали на электрической плите".