Астрономы предсказали возможное столкновения Цереры и Весты

Астероид Веста, фотография сделанная зондом Dawn с расстояния 41 тысяча километров

МОСКВА, 15 июл - РИА Новости. Расчеты эволюции орбит двух крупнейших объектов главного пояса астероидов - карликовой планеты Цереры и астероида Веста - показали, что в будущем возможно их столкновение, говорится в статье, опубликованной французскими астрономами в журнале Astronomy & Astrophysics.

"Возможно столкновение Цереры и Весты, с вероятностью 0,2% на миллиард лет", - пишет Жак Ласкар (Jacques Laskar) из Парижской обсерватории и его коллеги.

В июне 2009 года эта же группа опубликовала в журнале Nature статью, в которой показала, что среди просчитанных ими 2,5 тысячи сценариев эволюции орбит планет Солнечной системы есть несколько, которые ведут к столкновению с Землей других небесных тел, в частности, Меркурия, а один из сценариев предсказывает, что Марс через пять миллиардов лет будет выброшен из нашей планетной системы.

Новое исследование опубликовано за несколько дней до выхода зонда НАСА Dawn ("рассвет") на орбиту вокруг Весты. В 2015 году этот аппарат станет первым "гостем" Цереры.

Ласкар и его коллеги провели компьютерное моделирование эволюции Солнечной системы, учитывая поведение восьми планет, Плутона, Луны, Цереры и четырех крупнейших астероидов - Паллады, Весты, Ириды и Бамберги, находящихся в главном поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера.

Анализ гравитационного взаимодействия этих небесных тел показал, что сближения астероидов через очень короткое по астрономическим меркам время "ввергнут в хаос" их орбиты - то есть их орбиты спустя определенный промежуток времени становится принципиально невозможно предсказать.

"Даже если космические миссии позволят провести очень точные изменения положений Цереры и Весты, их движения будут непредсказуемы уже через 400 тысяч лет", - говорится в статье.

Более того, астрономы обнаружили, что существует возможность столкновения этих двух тел.

Кроме того, возникший "хаос" существенно снижает возможности по прогнозированию изменения земной орбиты.

"В результате будет невозможно установить точную эволюцию эксцентриситета земной орбиты за пределами периода в 60 миллионов лет. Церера и Веста, таким образом являются главным ограничивающим фактором для точной реконструкции орбиты Земли, которая имеет фундаментальное значение для астрономической калибровки геологических временных шкал", - говорится в статье.

Это означает, что астрономы не могут рассчитать параметры движения Земли вокруг Солнца не только в будущем, но и в прошлом, что, в частности, значительно осложняет палеоклиматические исследования.

Астроном Владимир Сурдин из Астрономического института имени Штернберга МГУ (ГАИШ) отметил, что эти данные, если они подтвердятся, сильно меняют представления об эволюции земной орбиты.

"Это неожиданный результат, слишком короткий интервал времени, и слишком слабое влияние оказывают астероиды на Землю. Орбиты астероидов могут меняться заметным образом на отрезках времени в сотни миллионов, но для земной орбиты 60 миллионов лет - это очень короткое время", - сказал ученый.

"Это заметно меняет наши представления, это означает, что мы не можем надежно предсказывать не только вперед, но и назад за пределами этого периода", - добавил он.