Рейтинг@Mail.ru
Защитные очки обезопасят пилотов от ослепления лазером, считают ученые - РИА Новости, 24.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Защитные очки обезопасят пилотов от ослепления лазером, считают ученые

Читать ria.ru в
Специальные очки могут обезопасить экипажи воздушных судов от ослепления лазерами, инциденты с которыми значительно участились в Ростовской области и Москве в последнее время, считают опрошенные РИА Новости ученые.

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 24 июн - РИА Новости, Юлия Насулина. Специальные очки могут обезопасить экипажи воздушных судов от ослепления лазерами, инциденты с которыми значительно участились в Ростовской области и Москве в последнее время, считают опрошенные РИА Новости ученые.

По данным Росавиации, с начала 2011 года произошло уже более 30 случаев ослепления хулиганами пилотов лазерными лучами при заходе судна на посадку. При этом во второй половине 2010 года ведомство зафиксировало всего пять таких инцидентов. Наибольшее число подобных "хулиганств" происходит в районе аэропортов "Внуково" и "Шереметьево" в Москве, а также аэропорта Ростова-на-Дону.

Так, за последний месяц в ростовском аэропорту неизвестные ослепили экипажи четырех самолетов и одного милицейского вертолета. Во всех случаях воздушные судна приземлились удачно, однако транспортная прокуратура и милиция проводят по данным фактам проверки.

Лазерный терроризм

По мнению ученых, кратковременно ослепить экипаж судна способны лазерные указки. При этом, хотя специалисты и расходятся во мнении о том, можно ли это сделать обычной игрушкой, которая продается в любом ларьке и напоминает авторучку, или же для этого нужны более мощные указки, все сходятся на их доступности для широкой массы населения.

По словам заведующего отделом физики и астрономии Южного научного центра РАН, кандидата физико-математических наук Геннадия Толмачева, лазеры, которые15-20 лет назад представляли собой объемные и тяжелые установки, сегодня "усовершенствовались" до полупроводниковых лазеров размером с карандаш. "Такие лазеры могут иметь очень малую расходимость, и при достаточной их мощности спокойно "бьют" на километр-два. При этом для ослепления достаточно и непродолжительного попадания", - сказал он, добавив, что при ослеплении экипажей вряд ли использовались мощные стационарные лазерные установки.

В такой ситуации, по его мнению, ослеплять пилотов стало "массовой заразой".

"Лазерный терроризм формируется за счет доступности этих средств, их малой величины и озлобления общества, которое ищет способ сделать пакость", - пояснил Толмачев.

По словам заведующего кафедрой квантовой радиофизики физического факультета ЮФУ Евгения Латуша, для ослепления пилотов хулиганы, вероятно, использовали мощные лазерные указки, которые производятся преимущественно в Корее и Китае и реализуются, в том числе, в России и сети интернет.

"Мощность их до 1 Ватт и ослеплять они могут на достаточно больших расстояниях", - сказал он.

Безопасно для глаз, но не для полета

По словам ведущего эксперта Госдумы по медицинской физике, доктора биологических наук Сергея Загускина, опасность лазера для глаз человека зависит от его мощности.

"При облучении лазером воздушных судов опасности для глаз нет, поскольку нет прямого попадания - лазер, ведь, находится не на одном уровне с глазами", - сказал он, добавив, что при этом такой луч отвлекает внимание.

Начальник межрегионального управления Росавиации по организации воздушного движения и авиационно-космического поиска и спасения в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах Владимир Исаев пояснил, что опасность ослепления в потере человеком на несколько секунд пространственного ориентирования. При этом по его мнению, заход на посадку является одним из самых ответственных моментов полета, поэтому лазер негативно влияет на безопасность полета.

Очки как спасение

Решить данную проблему, по мнению профессора Латуша, можно при помощи очков, которые используют специалисты при работе с лазерами. "Эти очки отсекают излучение зеленого цвета на определенной длине волны и могут быть неплохой защитой для пилотов", - сказал он, добавив, что применение альтернативного варианта - тонировки стекол самолета - может ухудшить обзор, а поэтому неприемлемо.

По словам Толмачева, для защиты можно также использовать очки-хамелеоны, принцип которых в затемнении стекол при повышении яркости. "Они хороши тем, что если луч не очень яркий, они затмят не сильно, если мощный, они будут "блокировать" сильнее, а при отсутствии источника - становятся практически прозрачными", - пояснил он.

Наказать, чтобы было неповадно

В то же время, по словам декана физического факультета ЮФУ, доктора физико-математических наук Вячеслава Малышевского, использовать очки может быть небезопасно для полета.

"Надо ловить этих негодяев и наказывать, чтобы остальным неповадно было", - сказал он.

Милиция установила территории, с которых происходят ослепления, но опросы местных жителей результатов пока не дают. В этой связи милиционеры обращаются к очевидцам с просьбой оказать содействие и сообщить о данных фактах по круглосуточному номеру "02".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала