Шаттл "Индевор" отправится в заключительный полет - РИА Новости, 16.05.2011

Шаттл "Индевор" отправится в заключительный полет

© NASAШаттл "Индевор" перед стартом
Шаттл Индевор перед стартом

МОСКВА, 16 мая - РИА Новости. Шаттл "Индевор" с экспедицией STS-134 в понедельник отправится в заключительный полет к Международной космической станции (МКС), старт намечен на 08.56 по времени восточного побережья (16.56 мск) с мыса Канаверал (штат Флорида), говорится в сообщении НАСА.

Командиром экипажа шаттла станет Марк Келли (Mark Edward Kelly), супруг члена палаты представителей Габриэль Гиффордс, на которую в январе в США было совершено покушение. Ранее он сообщил, что его супруга будет присутствовать при запуске шаттла "Индевор". В экипаж "Индевора" также входят пилот Грегори Джонсон (Gregory H. Johnson) и четыре специалиста - Эндрю Фьюстел (Andrew J. Feustel), Майкл Финк (Edward Michael Fincke), Грегори Шамитофф (Gregory Errol Chamitoff) и европейский астронавт итальянец Роберто Виттори (Roberto Vittori).

Стыковка шаттла с МКС намечена на 18 мая.

Изначально запуск "Индевора" планировался на 20 апреля, но позднее было принято решение перенести старт на 29 апреля, чтобы избежать пересечения по времени с запуском и стыковкой российского "Прогресса М-10М". Российский корабль стартовал с Байконура 27 апреля и состыковался с МКС 29 апреля. Однако запуск был повторно отложен за несколько часов до старта по техническим причинам. Причиной отсрочки запуска стали неисправности нагревательных элементов дополнительной силовой установки, обеспечивающих работу гидравлических систем шаттла.

Шаттл имеет три дополнительных силовых установки (Auxiliary Power Unit - APU), которые обеспечивают давление в гидравлической системе шаттла, приводящей в движение рули, закрылки и шасси этого космического самолета. Топливопровод каждой установки имеет два нагревательных элемента, которые не дают топливу замерзнуть, пока корабль находится в космосе. Правила, установленные НАСА, требуют, чтобы перед запуском все APU и нагревательные элементы были исправны.

Перед последней попыткой запуска выяснилось, что один из двух нагревательных элементов APU-1 вышел из строя из-за короткого замыкания. Для диагностики и ремонта из подготовленного к запуску корабля пришлось сливать топливо, что сразу же отодвинуло запуск на несколько дней. Хотя точное место дефекта в электрической системе не было установлено, техники заменили весь блок, с которым были связаны проблемы.

Задачи "Индевора"

В рамках пребывания шаттла на МКС запланировано четыре выхода астронавтов в открытый космос.

Одной из главных задач полета "Индевора" станет доставка и установка на станции магнитного альфа-спектрометра (Alpha Magnetic Spectrometer, AMS), научного прибора, предназначенного для изучения состава космических лучей, поиска антиматерии, темной материи и странной материи. Цель работы AMS - проверка фундаментальных гипотез строения материи и происхождения вселенной. Магнитный альфа-спектрометр будет установлен на ферменной конструкции станции.

Кроме того, в грузовом отсеке шаттла установлена транспортная платформа (Express Logistics Carrier 3, ELC-3), на которой установлен комплект экспериментальных материалов 8 (Materials on International Space Station Experiment 8), морозильная камера (GLACIER freezer), дополнительное оборудование для робота "Декстер", две антенны S-диапазона, баллон с газом высокого давления, запасной бак с аммиаком и тестовое оборудование для системы стыковки "Орион". В грузовом отсеке "Индевора" также находятся четыре комплекта приборов министерства обороны США: MAUI, SEITI, RAMBO-2 и SIMPLEX.

"Индевор" вернет на Землю комплект экспериментальных материалов 7 (Materials on International Space Station Experiment 7), который был доставлен на станцию шаттлом "Атлантис" в ноябре 2009 года.

Предпоследний шаттл

Старт "Индевора" станет предпоследним в истории шаттлов, которая должна закончиться 28 июня, когда к МКС полетит "Атлантис". "Ушедшие на пенсию" корабли, в том числе "Дискавери", уже осуществивший свой последний полет, будут переданы в американские музеи. После завершения полетов шаттлов к МКС будут летать только российские корабли "Союз".

Причина прекращения полетов шаттлов - выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на подготовку и обслуживание космических челноков.

Глава НАСА Чарльз Болден (Charles Bolden) ранее назвал места, где навсегда останутся четыре космических челнока после завершения полетов американских многоразовых кораблей.

По его словам, никогда не летавший шаттл "Энтерпрайз" (Enterprise), который в настоящее время находится в музее Смитсоновского института в районе вашингтонского аэропорта Даллеса, будет перемещен в Морской и аэрокосмический музей в Нью-Йорке.

Его место в Смитсоновском институте займет шаттл "Дискавери". Шаттл "Индевор", стартующий 29 апреля, после возвращения на Землю, встанет на вечную стоянку в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе. Последний шаттл - "Атлантис" - будет выставлен в космическом центре имени Кеннеди во Флориде.

НАСА также предлагает школам и университетам США получить для своих коллекций предметы, связанные с историей шаттлов, в частности куски термоизоляционных плиток.

Ранее НАСА и Роскосмос подписали дополнительные соглашения на сумму 753 миллиона долларов, продлевающие контракт на доставку астронавтов на МКС до 2016 года. Данный контракт является расширением предыдущего контракта на сумму 355 миллионов долларов, заключенного в апреле прошлого года и касавшегося периода 2013-2014 годов. Новое соглашение будет действовать до 30 июня 2016 года.

В рамках контракта корабли "Союз" в 2014-2015 году доставят на МКС 12 астронавтов из США, Канады, Японии и Евросоюза, а в 2016 году обеспечат их возвращение на Землю.

Контракт также предусматривает оказание услуг по тренировке, послеполетной реабилитации, медицинскому обследованию и прочему обслуживанию астронавтов.

Согласно контракту, корабли "Союз" обязуются брать также ограниченное количество груза. Это связано с транспортировкой членов экспедиции на МКС и обратно. Также на российскую сторону ложится ответственность за ликвидацию отходов. Разрешенный объем груза на одного человека составит примерно 110 фунтов (50 килограммов) при полете на станцию, примерно 37 фунтов (17 килограммов) на обратном пути, и объем мусора приблизительно 66 фунтов (30 килограммов).