Бактерии с зонда "Фобос-Грунт" могут инфицировать Марс

Спутник Марса Фобос
Эксперимент по доставке земных бактерий к Фобосу и обратно на Землю на борту российской межпланетной станции "Фобос-Грунт" может привести к попаданию земных микроорганизмов на Марс и необратимым последствиям для его "экосистемы", считает Барри ди Грегорио.

МОСКВА, 28 дек - РИА Новости. Эксперимент по доставке земных бактерий к Фобосу и обратно на Землю на борту российской

может привести к попаданию земных микроорганизмов на Марс и необратимым последствиям для его "экосистемы", считает Барри ди Грегорио (Barry DiGregorio), почетный сотрудник Центра астробиологии в британском Кардиффе и глава Международного комитета против миссии по доставке образцов с Марса (ICAMSR - International Committee Against Mars Sample Return).

Однако российские ученые исключают, что земные бактерии могут попасть на Марс или на Фобос.

Проект "Фобос-Грунт" предусматривает отправку зонда к спутнику Марса Фобосу, посадку автоматического аппарата на поверхность спутника, взятие проб грунта и отправку их обратно на Землю.

Вместе с российским зондом, запуск которого запланирован на ноябрь 2011 года, отправится капсула с земными организмами - около 60 образцов бактерий, животных (микроскопических ракообразных) и растений. Когда "путешественники" вернутся на Землю, ученые смогут выяснить, как повлиял на них трехлетний полет в межпланетном пространстве. В частности, это позволит получить новые аргументы за или против гипотезы панспермии - возможности переноса жизни через космическое пространство.

Ди Грегорио резко выступает против подобных экспериментов, заявляя, что таким образом "уникальный талант" человека загрязнять окружающую среду выходит за пределы нашей планеты.

В статье, опубликованной во вторник в британском журнале New Scientist, лидер ICAMSR напоминает, что все космические державы в 1967 году подписали "Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства". Этот документ, в частности, предписывает исследовать космическое пространство, Луну и другие небесные тела, "таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения". Первые межпланетные аппараты действительно тщательно стерилизовались, однако затем этой процедурой стали пренебрегать.

"Согласно оценкам, около 1 триллиона спор микробов с космических аппаратов уже было рассеяно в окрестностях Марса", - заявляет ди Грегорио, ссылаясь на исследование, опубликованное в 2005 году в журнале Advances in Space Research.

По его мнению, российская миссия "Фобос-Грунт" опасна вдвойне, поскольку в межпланетное пространство впервые отправятся не споры, а живые микроорганизмы. "Если это не прямое нарушением договора об исследовании космоса, то что тогда это?", - спрашивает он.

Ди Грегорио полагает, что риск катастрофы космического аппарата, который может разбиться на поверхности Марса и выпустить на "волю" земные микроорганизмы, исключительно велик: из 38 аппаратов, отправленных на Марс, достигли успеха только 19. По меньшей мере три разбились при посадке.

Эксперименты на "Аполлонах" и МКС показали, что многие микробы способны длительное время существовать в космосе.

"Вопрос "Есть ли жизнь на Марсе?" уже получил ответ благодаря нашим собственным невежественным действиям. Да, на Марсе есть жизнь, потому что мы сами привезли ее туда. Остается лишь вопрос о том, выживет ли она и собьет ли с толку будущие иследования. Отправка живых бактерий к Фобосу может увеличить риск, что это произойдет", - заключает ди Грегорио.

"Пассажиры" не смогут сбежать

Российские специалисты, участвующие в проекте "Фобос-Грунт" уверены, что опасения ди Грегорио совершенно беспочвенны - никто из "пассажиров" межпланетной станции не сможет "сойти" на промежуточной станции.

"Это исключено", - сказал РИА Новости ученый секретарь Института космических исследований (ИКИ) РАН Александр Захаров.

Он напомнил, что существует принятая международная процедура PP (planetary protection) по защите других планет от земных микроорганизмов, а Земли - от возможных обитателей других планет.

"Есть процедуры, которые приняты международным сообществом. Это все (программа "Фобос-Грунт") выполнено в соответствии с этими процедурами", - сказал Захаров.

По его словам, на поверхность Марса аппарат не попадет в любом случае, он может только пролететь мимо Марса. "Что касается Фобоса - у нас планируется мягкая посадка на Фобос, а потом он улетает с Фобоса, потому что эти капсулы в возвращаемом аппарате. Они не останутся там", - добавил он.

Если гипотетически предположить, что на Фобосе есть микроорганизмы, то теоретически они могут попасть на Землю, признал ученый, но даже и в этом случае сделано все, чтобы этого не произошло.

Возвращаемая капсула при спуске в земной атмосфере сильно обгорает, и никакие микроорганизмы не смогут выжить на ее внешней поверхности. Что касается образцов грунта с Фобоса внутри герметичной капсулы, то их изучение будет организовано таким образом, что любой контакт с внешним миром будет исключен.