Первая "российская" комета приблизится к Земле в октябре 2011 года

Комета C/2010 X1 (Elenin)
"В начале октября 2011 года комета приблизится к Земле на расстояние около 0,4 астрономической единицы, это 59,8 миллиона километров. Ее звездная величина может составить 4-5 единиц, скорее всего ее можно будет увидеть невооруженным глазом. Я обещал показать ее дочке", - сказал Еленин.

МОСКВА, 20 дек - РИА Новости. Первая за 20 лет открытая российским ученым комета сблизится с Землей на минимальное расстояние в октябре 2011 года, а затем уйдет на дальние окраины Солнечной системы на тысячи лет, сказал в интервью РИА Новости первооткрыватель кометы, астроном Леонид Еленин из Института прикладной математики имени Келдыша.

Телескоп "Центурион" российской автоматизированной обсерватории ISON-NM

Комета, получившая обозначение C/2010 X1 (Elenin), была обнаружена Елениным 10 декабря на снимках, полученных с помощью российской автоматизированной обсерватории ISON-NM (Нью-Мексико, США). На следующий день эти данные были подтверждены российскими, украинскими и узбекскими астрономами с помощью наблюдений на обсерватории Майданак в Узбекистане. Еще через день были получены подтверждения от американских и японских ученых.

Предыдущий случай открытия кометы советским ученым произошел в 1990 году, когда литовский астроном Казимир Чернис вместе с японскими коллегами открыл комету C/1990 E1 (Chernis-Kiuchi-Nakamura). В 1989 году житель Краснодара Борис Скориченко вместе с британскими астрономами открыл комету C/1989 Y1 (Skorichenko-George).

Согласно уточненным данным, новая комета подходит к Солнцу значительно ближе, сказал Еленин. Если раньше ученые думали, что она не заходит "глубже" орбиты Юпитера, то новые расчеты показали, что она подходит ближе, чем Меркурий - на расстояние 0,45 астрономической единицы. Хотя она не попадает в класс "солнцецарапающих" комет, однако ее сможет увидеть солнечная обсерватория SOHO.

Собеседник агентства подчеркнул, что эта комета не представляет никакой угрозы для Земли, она пройдет на значительном расстоянии от нашей планеты.

"Орбиты ее может быть схожа с орбитой яркой кометы 1997 года, кометы Хейла-Боппа, но C/2010 X1 подойдет намного ближе к Солнцу и она не такая крупная как Хейла-Боппа. Ее период может быть несколько тысяч лет", - сказал ученый.

Еленин пояснил, что такие долгопериодические кометы как правило имеют очень большую массу, поскольку крайне редко наведываются во "внутренние районы" Солнечной системы, где они теряют массу под действием солнечного излучения.

"Любительская" комета

Телескоп "Центурион" российской автоматизированной обсерватории ISON-NM

Комета Еленина была обнаружена с помощью относительно небольшого любительского телескопа с диаметром зеркала всего лишь 45,5 сантиметра. Этот телескоп установлен на дистанционно управляемой российской обсерватории ISON-NM, расположенной в горах штата Нью-Мексико (США) на высоте 2,2 тысячи метров.

Еленин пояснил, что это негосударственная обсерватория, созданная на средства международного астрономического проекта ISON (International Scientific Optical Network).

По словам собеседника агентства, обсерватория ISON в основном ведет поиск астероидов, сближающихся с Землей, изучением гамма-всплесков.

Еленин отметил, что исследование комет крайне важно для исследования эволюции Солнечной системы - эти небесные тела представляют собой остатки первоначального "строительного материала", из которого формировались планеты.

"Кроме того, это имеет и вполне прикладное значение - всегда существует риск, что некое крупное небесное тело, астероид или комета может столкнуться с Землей, что может привести к крайне тяжелым последствиям", - сказал астроном.

Он посетовал, что российская "государственная" астрономия мало занимается поиском астероидов, сближающихся с Землей (АСЗ).

"Российскими астрономами, за последние годы открыты четыре АСЗ. И все эти открытия любительские", - сказал ученый.