Астрономы усомнились в существовании потенциально обитаемой планеты

Звездное небо
Данные наблюдений с телескопа в обсерватории Ла-Силья Европейской южной обсерватории не подтверждают существование Gliese 581g, первой потенциально обитаемой планеты, об обнаружении которой сообщалось в конце сентября, заявили ученые на симпозиуме по планетарным системам Международного астрономического союза.

МОСКВА, 13 окт - РИА Новости. Данные наблюдений с телескопа в обсерватории Ла-Силья Европейской южной обсерватории (ESO) не подтверждают существование Gliese 581g, первой потенциально обитаемой планеты, об обнаружении которой сообщалось в конце сентября, заявили ученые на симпозиуме по планетарным системам Международного астрономического союза (IAU).

Gliese 581g - это планета, вращающаяся вокруг звезды-красного карлика массой около трети массы Солнца, находящегося в 20 световых годах от Земли в созвездии Весов. Масса новой планеты в 3,1 раза больше массы Земли, а радиус орбиты составляет около 0,146 астрономической единицы. По оценкам обнаруживших планету ученых, равновесная температура на ней составляет 228 кельвин (45 градусов ниже нуля), что, по их мнению, свидетельствует о том, что она находится прямо в середине "зоны жизни".

Выводы о существовании Gliese 581g ученые сделали на основании 11 лет наблюдений с телескопа в обсерватории имени Кека на Гавайях, а также опубликованных ранее данных спектрографа HARPS телескопа в обсерватории Ла-Силья за 2004-2008 годы. Ранее именно по данным HARPS в системе Gliese 581 были обнаружены другие четыре планеты массой от 0,6% до 4% от массы Юпитера.

Участник группы HARPS Франческо Пепе (Francesco Pepe) из Женевской обсерватории, выступая на симпозиуме, сообщил, что если использовать только данные спектрографа, в том числе и опубликованные позднее, следов планеты найти не удается.

"После обнаружения в 2009 году планеты с наименьшей массой, Gliese 581e, мы собрали еще почти 60 измерений HARPS, получив, таким образом, набор из 180 точек данных за 6,5 лет. В этих данных мы явно "видим" только планеты b, c, d и e, обнаруженные ранее... Причина этого в том, что, несмотря на предельную точность инструмента и большое количество измерений, амплитуда сигнала этой потенциально пятой планеты (Gliese 581g - ред.) слишком мала, почти на уровне ошибки измерений", - сказал Пепе в интервью журналу Astrobiology Magazine.

"Не то чтобы я удивлен этому факту, поскольку сигналы действительно очень слабые, а добавление 60 наблюдений к имеющимся 119 не обязательно сильно увеличивает чувствительность", - ответил на это один из авторов статьи о потенциально обитаемой планете в Astrophysical Journal Стивен Фогт (Steven Vogt) из университета Калифорнии, чьи слова приводит Wired.

По мнению Фогта, то, что группе HARPS не удалось обнаружить планету, не означает, что ее нет: не исключено, что найти ее можно, только используя несколько наборов измерений.