Астрономы обнаружили рекордно холодный коричневый карлик

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Астрономы обнаружили рекордно холодный коричневый карлик - объект, который представляет собой нечто среднее между звездой и планетой-гигантом, расположенный на очень близком расстоянии от Солнечной системы.

МОСКВА, 30 авг - РИА Новости. Астрономы обнаружили рекордно холодный коричневый карлик - объект, который представляет собой нечто среднее между звездой и планетой-гигантом, расположенный на очень близком расстоянии от Солнечной системы, говорится в статье, принятой к печати журналом Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Авторы статьи, группа астрономов во главе с Филипом Лукасом (Philip Lucas) из британского университета Хертфордшира, обнаружили этот объект, получивший обозначение UGPS 0722-05, с помощью британского инфракрасного телескопа UKIRT, в обсерватории Мауна-Кеа на Гавайях.

Коричневые карлики или "несостоявшиеся звезды" были впервые обнаружены в 1995 году. Это класс объектов массой менее 7% массы Солнца (около 70 масс Юпитера). Обычные звезды, обладающие достаточной массой и плотностью, светят благодаря идущей в их недрах термоядерной реакции - чаще всего, превращения водорода в гелий. Однако коричневые карлики не обладают массой, достаточной для начала реакции, постепенно угасают и охлаждаются. Во многих отношениях коричневые карлики сходны с планетами - газовыми гигантами, такими, как Юпитер и Сатурн.

За последние 15 лет ученые обнаружили около 200 коричневых карликов, относящихся к спектральному классу T, то есть к так называемым "метановым звездам", в спектре которых присутствуют линии метана (CH4), угарного газа (CO) и даже воды. Температура их поверхности составляет 700-1300 кельвинов. В последние несколько лет с помощью телескопа UKIRT было обнаружено несколько еще более холодных коричневых карликов, чья температура равна лишь 600-800 кельвинов.

Однако теперь ученые заявляют об обнаружении еще более холодного и тусклого объекта, который примерно на пять тысяч градусов холоднее Солнца.

"Наша оценка температуры для обнаруженного коричневого карлика, получившего название UGPS 0722-05, - от 480 до 560 градусов Кельвина (207-287 градусов Цельсия), он холоднее, чем другие известные звезды. Температура низкая, и действительно трудно ожидать от настолько холодного объекта термоядерных реакций, по крайней мере, в его атмосфере. Скорее, можно ожидать водяные облака при температурах ниже 200 градусов Цельсия", - сказал РИА Новости один из авторов работы Сергей Юрченко из Технического университета Дрездена.

До сих пор самыми холодными считались коричневые карлики спектрального класса T9. Рекорд самой низкой температуры принадлежал звезде SDSS J1416+13B, одному из компонентов двойной системы SDSS J1416+13AB. Однако звезда UGPS 0722-05, как полагают авторы исследования, еще холоднее.

"Мы надеемся, что он станет первым объектом нового, пока официально не существующего, спектрального типа T10", - сказал Юрченко.

Кроме того, эта звезда оказалась самым близким к Земле изолированным коричневым карликом, не входящим в двойную звездную систему. Расстояние до него оценивается в 4,1 парсека (13,4 световых года). До сих пор изолированные карлики находили на расстояниях не ближе 4,9-5 парсеков от Солнечной системы.

Все-таки звезда?

Масса карлика, согласно оценкам астрономов, укладывается в диапазон от 5 до 15 масс Юпитера, притом, что многие планеты, обнаруженные у других звезд, имеют массы, превышающие массу Юпитера до 18-20 раз. До недавнего времени нижним пределом массы для звезды считалось значение в 70 масс Юпитера. Однако ученые считают, что "звездный статус" астрономического объекта следует определять, исходя не столько из массы, сколько из его истории.

"Вопрос о том, насколько этот объект можно считать звездой, скорее понятийный, ведь за критерий "звездности" можно выбирать не только температурный или массовый признаки, но и происхождение объекта: считается, что коричневые карлики формируются так же, как и нормальные звезды, то есть путем гравитационного коллапса молекулярных облаков", - сказал Юрченко.

"В случае "нашего" карлика все скорее указывает на признаки звезды, чем планеты. Возможно, что термоядерные реакции (скажем, с участием дейтерия) давно прекратились с остыванием звезды, и ей ничего не остается, как остывать дальше", - добавил он.

Ученый отметил, что оценка звездной величины карлика хорошо укладывается в последовательность соответствующих оценок для других метановых карликов (спектральные типы T6.5 - T9).