В России появился новый робот-телескоп

Российские ученые ввели в эксплуатацию в Тункинской долине Бурятии новый робот-телескоп отечественной системы "Мастер", который позволят наблюдать за космическими объектами на краю Вселенной, сообщил журналистам директор НИИ прикладной физики Иркутского госуниверситета Николай Буднев.

ИРКУТСК, 30 авг - РИА Новости, Алексей Копылов. Российские ученые ввели в эксплуатацию в Тункинской долине Бурятии новый робот-телескоп отечественной системы "Мастер", который позволят наблюдать за космическими объектами на краю Вселенной, сообщил журналистам в понедельник директор НИИ прикладной физики Иркутского госуниверситета Николай Буднев.

Проект реализован при участии Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга (ГАИШ) и ИГУ. Установка в Тункинской долине состоит из двух одинаковых телескопов с диаметром оптики 40 сантиметров каждый. Телескопы стоят на специальном штативе, который по команде оператора быстро разворачивают устройства в нужную сторону.

Телескопы, в частности, ориентированы на наблюдение пока не изученных гамма-всплесков - масштабных космических энергетических выбросов.

"Гамма-всплески регистрируются американскими спутниками, которые передают данные на Землю. По их команде телескоп поворачивается в нужную сторону", - сообщил Буднев.

По его словам, главное преимущество телескопа в Тункинской долине в его скорости: промежуток между получением данных спутником и разворотом телескопа не превышает 20 секунд.

"Большой телескоп наблюдает определенный участок звездного неба, аккумулируя данные. Наша система может фиксировать кратковременные явления во Вселенной. Кроме гамма-всплесков, это могут быть взрывы новых и сверхновых звезд, расположенных в миллиардах световых лет от Земли", - сказал Буднев.

Еще одно преимущество нового телескопа - прозрачный воздух Тункинской долины.

"Прозрачность здесь выше, чем на Урале, в Кисловодске или Благовещенске, где стоят ранее установленные телескопы системы "Мастер". Это позволяет вести постоянные наблюдения за объектами на небе", - пояснил директор астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета (ИГУ) Сергей Язев.

По его словам, в первые дни работы телескопа в Тункинской долине ученым удалось зафиксировать объекты далекого космоса, блеск которых в 63 тысячи раз меньше блеска самых "слабых" звезд, которые человек может увидеть невооруженным глазом. Пока это самый высокий показатель для всех телескопов, входящих в сеть "Мастер".

"То есть мы можем наблюдать объекты на краю Вселенной", - сказал Буднев.

Как сообщил Язев, российские ученые могут управлять телескопом с любого компьютера, устройство снабжено оригинальным российским программным обеспечением и базой данных звездного неба. Телескоп может также следить за кометами, метеорами, объектами космического мусора.

"Мастер" - единственная в мире система роботов-телескопов, расположенных в Московской области, Кисловодске, на Урале, в Благовещенске и в Тункинской долине.