Черная дыра в центре Млечного Пути "стреляет из пушки" звездами

Weekend: 23-25 июля 2010 года (127)
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Группа астрономов под руководством Уоррена Брауна (Warren Brown) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США) восстановила возможный сценарий возникновения необычной звезды. По их мнению, тройная звездная система, возникшая в Млечном Пути, попала в поле притяжения сверхмассивной черной дыры в центре галактики. Та поглотила одну из звезд и "выстрелила" двумя другими, которые впоследствии слились в одну, "гоночную" HE 0437-5439.

МОСКВА, 22 июл - РИА Новости. Наблюдения космического телескопа "Хаббл" показали, что знаменитая сверхскоростная звезда HE 0437-5439 возникла в Млечном Пути, и сверхмассивная черная дыра в центре галактики "выстрелила" ею, как пушечным ядром, сообщают ученые, чья работа опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters.

Звезда HE 0437-5439 - одна из самых быстрых звезд, известных астрономам: она движется со скоростью около 2,57 миллиона километров в час. Звезду массой около девяти солнечных обнаружили в 2005 году. Такие звезды очень редки: по оценкам ученых, на каждые 100 миллионов звезд Млечного Пути приходится всего одна сверхскоростная.

"Используя "Хаббл", мы впервые можем отследить, где возникла звезда, оценив направление ее движения в небе. Наши наблюдения указывают на центр Млечного пути", - сказал Браун, которого цитирует пресс-служба НАСА.

С помощью инструментов космического телескопа астрономы дважды, в 2006 и 2009 годах, зафиксировали положение звезды относительно 11 галактик, которые послужили своеобразной системой координат. Так ученые вычислили, насколько за 3,5 года продвинулась HE 0437-5439.

В 2008 году другая группа ученых сообщила, что по химическому составу звезда похожа на звезды Большого Магелланова Облака, и предположила, что она на самом деле "вылетела" именно оттуда. Однако наблюдения "Хаббла", как отмечают ученые, исключают этот вариант.

Новая гипотеза разрешает сразу несколько загадок и нестыковок, связанных со звездой. В частности, считается, что в Большом Магеллановом Облаке, откуда якобы "стартовала" HE 0437-5439, нет сверхмассивной черной дыры, которая могла бы так "выстрелить".

Вторая загадка связана с возрастом HE 0437-5439: на путь от предполагаемого места "рождения" ей понадобилось примерно 100 миллионов лет, тогда как, судя по массе и цвету звезды, уже через 20 миллионов лет она должна была полностью сгореть.

Вероятнее всего, поясняют астрономы, HE 0437-5439 была частью тройной системы из пары звезд, находящихся близко друг к другу, а также третьей звезды, гравитационно связанной с ними. Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути "вырвала" эту третью звезду, и ее импульс передался двум другим, сильно разогнав их. Впоследствии одна из звезд, более тяжелая, стала красным гигантом и поглотила "сестру" - вместе они превратились в так называемую голубую отставшую звезду (blue straggler), каковой и является HE 0437-5439. Такие звезды горячее и ярче своих "ровесниц", что не соответствует стандартным принципам звездной эволюции.

Как отмечается в сообщении НАСА, Браун, обнаруживший 14 из 16 известных сверхскоростных звезд, продолжает работу по изучению их происхождения: группа под руководством ученого пытается определить, откуда "стартовали" четыре такие звезды, находящиеся на окраине Млечного Пути.