Ученые призывают СМИ не спешить с "открытием" лекарства от старения

МОСКВА, 28 июн - РИА Новости. Исследовательская работа с палеобактериями, найденными в вечной мерзлоте на территории Якутии, только началась и говорить о том, что они якобы способны замедлять старение и увеличивать продолжительность жизни, нельзя, сказала РИА Новости Марина Зенкова, заведующая лабораторией биохимии нуклеиновых кислот Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН, где идут эксперименты.

"Эксперименты были сделаны только на мышах, получены предварительные результаты. Мы наблюдаем некоторое увеличение продолжительности жизни и общее улучшение состояния животного. Но это еще не опубликованные данные, это пока предварительные эксперименты, а вот во что это журналисты превращают - волосы дыбом встают", - сказала собеседница агентства.

В понедельник некоторые СМИ сообщили, что эта исследовательская группа якобы нашла микроорганизмы, которые продлевают жизнь человека на 30-40 лет.

По словам Зенковой, ученые действительно изучают древнюю бактерию рода Bacillus cereus, найденную в вечной мерзлоте в районе Мамонтовой горы в Якутии в слоях, относящихся к эпохе около двух миллионов лет назад. Однако пока с помощью экспериментов на мышах ученым удалось лишь убедиться в том, что эта бактерия не опасна, а также получить некоторые данные о ее иммуностимулирующих свойствах.

"Эта бактерия - своего рода стимулятор иммунной системы. Может быть, когда-нибудь мы разберемся с механизмом, и это действительно будет некая биодобавка, которая позволит несколько замедлить старение у людей, ведущих здоровый образ жизни", - сказала собеседница агентства.

Она подчеркнула, что прежде чем изучать влияние бактерий на продолжительность жизни, нужно определить, в какой концентрации их вводить подопытным животным. На то, чтобы определить токсичность, найти пути безопасной работы с этой бактерией, ушел год.

"Наши микробиологи потратили много сил на то, чтобы посмотреть, в каких условиях ее можно уничтожить, как стерилизовать. Потом мы начали ее вводить животным, определили концентрации, когда животные не погибают и у них не вызывается септический шок. Потом посмотрели, в каких концентрациях у нас вызывается стимуляция иммунной системы, и проверили все тесты, что действительно идет неспецифическая стимуляция иммунной системы", - сказала исследовательница.

Зенкова пояснила, что бактерия активирует один из типов иммунных клеток - специфические Т-лимфоциты, повышает уровень цитокинов (молекул, регулирующих взаимодействие клеток) в крови. Но эксперименты на изучение воздействия бактерий на продолжительность жизни требуют длительной подготовки.

"Мышь живет примерно год. Такой эксперимент нужно провести в течение двух лет на одной и той же мыши, и она должна прожить это время под тщательным наблюдением. К этому эксперименту мы еще только будем готовиться, это очень дорогие и непростые эксперименты", - заключила собеседница агентства.

Древнюю бактерию, которая, предположительно, может замедлять старение, обнаружила в вечной мерзлоте на Мамонтовой горе (Верхояно-Чукотской область, Якутия) группа ученых-исследователей мерзлоты из Тюменского государственного нефтегазового университета с помощью микробиологов Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Эта бактерия обладает уникальной способностью к самосохранению, поскольку молекулы ДНК сохраняются лишь сотни тысяч лет.