Древние животные сменили плавники на лапы, "потеряв" два гена

Weekend: 25-27 июня 2010 года (73)
Потеря двух генов, отвечающих за синтез белков, которые образуют твердую основу плавника, могла стать ключевым этапом эволюции конечностей у древних животных, считают ученые.

МОСКВА, 24 июн - РИА Новости. Потеря двух генов, отвечающих за синтез белков, которые образуют твердую основу плавника, могла стать ключевым этапом эволюции конечностей у древних животных, считают ученые, чья статья опубликована в четверг в журнале Nature.

Образование плавников у костистых рыб и конечностей у четвероногих позвоночных на ранних стадиях развития организма проходит схожим образом. Однако затем апикальный эктодермальный гребень (АЭГ), особое утолщение на зачатке будущей конечности, регулирующее ее развитие, у рыб образует удлиненный плавник, который поддерживают в прямом положении тонкие роговые нити, актинотрихии.

Доктор Мари-Андре Акименко (Marie-Andree Akimenko) из университета Оттавы (Канада) и ее коллеги исследовали белки актинодины, которые входят в состав эластоидина, "строительного материала" для роговых нитей, поддерживающих плавник. Они выяснили, что два гена, кодирующие эти белки, имеются только у некоторых видов костистых рыб, но отсутствуют у четвероногих.

"Мы обнаружили, что эквивалентных генов для конечностей нет, и из этого следовало, что они могли быть потеряны в ходе эволюции", - пояснила доктор Акименко, чьи слова приводит телерадиокорпорация Би-би-си.

Ученые наблюдали за процессом развития плавников у эмбрионов рыбы данио рерио (Danio rerio) и выявили два гена, 2-F11 и 2-H06, кодирующие белки с неизвестными функциями. Эти белки, как выяснили исследователи, входят в состав эластоидина, нужного для формирования полноценного плавника. Схожие гены группа Акименко обнаружила и у слоновой акулы (Callorhinchus milii), очень древнего вида рыб.

"Существование гена, кодирующего актинодин, у слоновой акулы показывает, что это древнее семейство генов позвоночных, которое у надкласса четвероногих исчезло или очень сильно изменилось", - пишут ученые в статье.

Чтобы подтвердить значение найденных генов, ученые "отключили" у эмбрионов оба гена и обнаружили, что плавники в этом случае получаются "усеченными", более короткими и без роговых нитей. По их предположению, потеря этих генов могла стать важным шагом в эволюции наземных позвоночных и развитию конечностей на месте плавников.