Создание искусственной клетки "Синтия" сравнили с "ящиком Пандоры"

Американским ученым удалось синтезировать искусственный геном бактерии Mycoplasma mycoides и пересадить его другому виду бактерии, получив при этом полноценную "синтетическую клетку", управляемую только этим геномом. О результатах работы ученые сообщили в четверг в статье, опубликованной в журнале Science.

Создание искусственной клетки "Синтия" сравнили с "ящиком Пандоры"

НЬЮ-ЙОРК, 21 мая - РИА Новости, Лариса Саенко. Объявление о выведении искусственной клетки на базе компьютерно созданного генома, которую в прессе уже окрестили "Синтией", вызвало протесты и настороженность в США.

Группа исследователей под руководством доктора Крэйга Вентера (Craig Venter), возглавляющего институт, названный его именем, ранее уже успешно синтезировала искусственный геном, а также пересаживала геном от одной бактерии к другой. В новой работе они объединили два этих метода и получили полноценную клетку, генетическая информация которой синтезирована учеными.

Ученые, которые обнародовали сенсационные данные, утверждают, что "Синтия" способна на чудеса - она накормит мир, заменит топливо и даже очистит воздух от загрязнений, поскольку их разработка может позволить создавать бактерии, "сконструированные" специально для решения конкретных задач.

Общество "Друзья Земли" (Friends of the Earth) немедленно отозвалось заявлением о том, что это научное достижение, которое подменяет сразу миллиарды лет очередного этапа эволюции, несет угрозу миру и на все исследования института должен быть введен мораторий.

"Мы должны быть абсолютно уверены в том, что установлено строгое государственное регулирование, защищающее окружающую среду и человеческое здоровье от этой потенциально опасной технологии. Мы пока далеки от понимания, как гены влияют на развитие жизни, но будет трудно предотвратить эксперименты в синтетической биологии Вентера, которые уже вторгаются в естественную экосистему и уклад человечества, свергая естественные проявления жизни", - говорится в заявлении этой международной организации со штаб-квартирой в Вашингтоне.

Многие экологи и правозащитники заявили по горячим следам, что правительство не готово к регулированию этой революционной сферы науки. Исследовательская "зеленая" организация ETC Group забила в набат, утверждая, что Вентер открыл "ящик Пандоры".

"Это квинтэссенция синдрома "ящика Пандоры" - как расщепление атома или клонирование овечки Долли. Мы все столкнемся с последствиями этого тревожного эксперимента... Он выдвигает новый круг проблем, к которому не готовы ни правительство, ни общество", - говорится в заявлении группы.

ETS также требует международного моратория на разработки в области синтетической биологии в частных лабораториях, полагая, что они могут нести угрозу жизни.

Объявление Вентера и его намерение открыто опубликовать все результаты исследования (Институт обратился за разрешением к регулятору) могут быть использованы во вред человечеству, полагают некоторые ученые, поскольку технология позволяет синтезировать и патогенные, то есть опасные для жизни, микробы.

Национальный научный совет по биологической безопасности вынужден был заверить, что "Синтия" не является новым биологическим оружием.

"Это не представляет дополнительной угрозы в виде создания биологического оружия", - заявил Пол Кайм, президент Совета и молекулярный биолог Университета Северной Аризоны.

Религиозные группы в США также подняли этический вопрос создания "искусственной жизни", полагая, что общество не готово воспринять прагматичное воссоздание "тайны бытия".