Нервные клетки можно восстанавливать искусственным путем

Ученым удалось восстановить недостающие мозгу нейроны из клеток другого класса, имеющихся в мозговой ткани, но не выполняющих нейронных функций. Разработка направлена на поиск путей борьбы с такими болезнями, как, например, болезнь Альцгеймера.

МОСКВА, 19 мая - РИА Новости. Ученым удалось восстановить недостающие мозгу нейроны из клеток другого класса, имеющихся в мозговой ткани, но не выполняющих нейронных функций, что поможет в будущем разработать методики лечения нейродегенеративных заболеваний, сообщается в статье исследователей, принятой к печати в журнале PLoS ONE.

Разработка направлена на поиск путей борьбы с такими болезнями, как болезнь Альцгеймера, Паркинсона, рассеянным склерозом и другими.

В своей работе группа исследователей под руководством профессора Магдалены Гётц (Magdalena Gotz) из Исследовательского центра имени Гельмгольца в Мюнхене сумела показать, что образование новых функционально полноценных нейронов в мозге возможно под действием специфических белковых молекул на так называемые нейроглии - вспомогательные клетки, которые окружают нейроны и выполняют метаболические функции, обеспечивая тем самым работу нейронов.

Речь идет о так называемых "астроцитах" - одном из классов нейроглий, имеющих звездоподобную форму. Эти клетки, кроме прочего, выполняют еще и роль каркаса, удерживающего на себе нервную ткань. Ученые использовали то обстоятельство, что по своим свойствам эти астроциты похожи на клетки-сателлиты (радиальные глии), которые выполняют роль предшественников нейронов в ходе эмбрионального развития головного мозга. Трансформация сателлитов в нейроны происходит и во взрослом возрасте, однако очень ограниченно и только в отдельных участках головного мозга.

Исследователи в своей работе впервые показали, что астроциты также могут быть напрямую преобразованы в нейроны коры головного мозга под действием специфических белковых молекул, регулирующих работу клеточных ДНК.

В экспериментах с мышами ученые продемонстрировали, что адресная доставка этих белковых молекул в астроциты с помощью безвредных вирусов приводит к образованию возбуждающих или тормозных нейронов. Результат трансформации определяется типом действующего белка - нейрогенина-2 в первом случае и Dlx2 во втором.

В статье подчеркивается, что производство новых нервных клеток с помощью данных белков возможно не только в случае молодых астроцитов, но и взрослых клеток, имеющихся в зрелом мозге.

"Наши данные питают надежду, что барьер, отделяющий астроциты от нормальных нервных клеток - близких по своим свойствам - не является непреодолимым", - сказал доктор Бенедикт Бернинджер (Benedikt Berninger) соавтор публикации из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, слова которого приводит пресс-служба журнала.

Ученые намерены расширить набор нейронов в дальнейших исследованиях, производимых из вспомогательных клеток мозга, и приблизиться тем самым к разработке методик лечения тяжелых нейродегенеративных заболеваний.