В кишечниках японцев живут специальные бактерии для усваивания суши

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Ученые нашли в кишечниках японцев уникальные бактерии, которые помогают перерабатывать белки морских водорослей, используемых для приготовления суши, сообщается в статье, опубликованной в Nature.

МОСКВА, 8 апр - РИА Новости. Ученые нашли в кишечниках японцев уникальные бактерии, которые помогают перерабатывать белки морских водорослей, используемых для приготовления суши, - это делает японцев более приспособленными к этому виду пищи, сообщается в статье исследователей, опубликованной в выпуске журнала Nature за четверг.

Авторы исследования полагают, что бактерии Bacteroides plebeius, которые встречаются только в полости кишечника у японцев, получили свои гены переработки белков морских водорослей в ходе так называемого горизонтального переноса генов - прямой передачи генов от одного вида бактерий другим. Источником же этих генов могли послужить бактерии, обитающие на поверхности листьев водорослей.

"На сегодняшний день люди проделали большую работу для того, чтобы снизить содержание микроорганизмов в потребляемой нами ежедневно пище. Это помогает нам снизить количество заболеваний и отравлений некачественной едой, однако имеет и свою обратную сторону - мы исключили возможность проникновения в наш организм потенциально благоприятных микроорганизмов", - сказал Джастин Соненберг (Justin Sonnenburg), не принимавший участия в исследовании микробиолог из Стэнфордского университета, слова которого приводит Nature News.

Авторы исследования, группа ученых во главе с Мирьям Чижек (Mirjam Czjzek) из парижского Университета Пьера и Марии Кюри, в своей работе пытались выявить специфические гены, которые отвечают за переработку бактериями особых углеводов, содержащихся в листьях морских водорослей. Отличительной особенностью этих углеводов являются внедренные в них молекулы серы, для переработки которых нужны специальные ферменты.

Группа Чижек в ходе работы с обитающей на поверхности морских водорослей бактерией Zobellia galactanivorans обнаружила пять подобных генов, из которых впоследствии выявила два наиболее активных.

После этого, просканировав большую базу данных с геномной информацией множества бактерий, обитающих в различных экосистемах, ученые смогли выявить микроорганизмы, также использующие подобные гены для своего метаболизма.

К своему удивлению, ученые обнаружили, что среди этих бактерий встречаются уникальные микроорганизмы, обитающие только в кишечниках японцев и нигде более. Затем ученые просканировали геномы бактерий, живущих в кишечниках японцев и 18 американцев, и нашли уникальные гены у пяти коренных жителей Страны восходящего солнца и ни у одного американца.

Авторы исследования полагают, что, разлагая специфические углеводы морских водорослей "нори" или "ваками", используемых для приготовления суши и супов в японской кухне, эти бактерии помогают японцам лучше переваривать и усваивать питательные вещества, содержащиеся в морских водорослях.

По мнению ученых, бактерии Bacteroides plebeius получили такую возможность в результате того, что японцы в течение сотен лет активно ели сырые водоросли. Отсутствие какой-либо методики стерилизации водорослей позволило в свое время микроорганизмам, обитающим на их поверхности, проникнуть в кишечник японцев и передать свои гены бактериям, которые там уже обитали. Это и привело к развитию такого симбиоза.