Исследования мумий так и не открыли всех тайн фараона Тутанхамона

Исследование мумий семьи фараона Тутанхамона (16)
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

КАИР, 17 фев - РИА Новости, Маргарита Кислова, Надим Зуауи. Результаты масштабной исследовательской работы по изучению мумий фараонов и членов семьи XVIII династии правителей Древнего Египта, в том числе "золотого фараона" Тутанхамона, до конца так и не раскрыли всех тайн происхождения ребенка-царя. Такие итоги обнародовал в среду в Каирском музее глава Высшего совета по делам древностей (ВСДД) Египта Захи Хавас.

"Наши исследования - как театральная постановка. Вначале не догадываешься о том, какова будет развязка", - сказал Хавас.

В то же время, по словам египетского ученого, проведенная работа позволила сделать огромный шаг вперед в изучении истории Древнего Египта, а также создала прекрасную перспективу для дальнейшей работы ученых.

Исследование, целью которого было изучение родственных связей фараонов и определение возможных генетических патологий, позволило уточнить линии родства между представителями XVIII династии, определить ближайших родственников Тутанхамона, а также причину его ранней смерти.

"Главное заключение, к которому пришли ученые, состоит в том, что отцом Тутанхамона совершенно точно был фараон-еретик Эхнатон (супруг легендарной красавицы Нефертити), матерью - "Молодая женщина", имя которой до сих пор остается неизвестным, а бабушкой была королева Ти, супруга Аменхотепа Третьего и мать Эхнатона", - заявил Хавас.

В лабораторных исследованиях, которые проходили с 2007 года по середину 2009 года и заключались в комбинированном ДНК-анализе и радиологическом исследовании мумий, принимали участие египетские ученые Национального исследовательского центра, медицинского факультета Каирского университета, а также несколько иностранных специалистов в области ДНК-экспертизы. Исследования проводились в двух современных ДНК-лабораториях (Каирского музея и Каирского университета) под строгим контролем египетских властей. Работа шла с использованием новейших технологий на самом совершенном оборудовании, а ее результаты подтверждены ведущими учеными из Германии и США.

Ученые выяснили, что отец Тутанхамона Эхнатон умер в возрасте 45-50 лет, а не в 20-25, как было принято считать раньше. Мумии Эхнатона и Тутанхамона имеют ряд одинаковых уникальных морфологических характеристик и одну группу крови.

Имя матери Тутанхамона пока остается тайной. Ученые лишь подтвердили, что это женщина, чья мумия известна в научной среде под номером KV35YV. Она была обнаружена археологами перезахороненной в гробнице фараона Аменхотепа Второго (1507-1526 годы до нашей эры). В то же время, ученые выяснили, что мать Тутанхамона являлась дочерью Аменхотепа Третьего и королевы Ти, а значит полной кровной сестрой отца Тутанхамона Эхнатона.

Исследование других королевских мумий из гробниц XVIII династии также показало, что обнаруженные в одной из камер гробницы Тутанхамона мумии двух мертворожденных младенцев действительно были детьми Тутанхамона, а женская мумия KV21A, которая раньше не поддавалась идентификации, может быть с большой долей вероятности определена как супруга Тутанхамона Анхесенамон.

ДНК-анализы представителей XVIII династии правителей Древнего Египта свидетельствуют, что в королевской семье были генетические заболевания, в частности, некоторые ее представители, в том числе и Тутанхамон, страдали болезнью Келера (некроз костей стоп, развивающийся в детстве).

Умер же молодой царь, скорее всего, от тяжелой осложненной формы малярии, возбудители которой были обнаружены в его теле в ходе ДНК-анализов. Этот факт подтверждается и тем обстоятельством, что в гробнице Тутанхамона находились лекарственные снадобья для лечения этого заболевания. Примечательно, что следы малярии найдены еще у трех представителей фараонов этой династии.

А вот синдрома Марфана (наследственное заболевание, проявляющееся в изменениях скелета), гинекомастии (эндокринное заболевание, вызывающее увеличение молочных желез у мужчин) и других генетических отклонений, которые могли спровоцировать "женские" очертания фигур у правителей той эпохи в XVIII династии не было. Следовательно, изображение правителей-мужчин с женскими фигурами можно отнести к канонам Амарнского искусства, для которого были характерны гибкость линий и чувственность, а также, возможно, политическими и религиозными соображениями.

Гробница Тутанхамона была обнаружена неразграбленной известным британским археологом Говардом Картером в Долине Царей близ Луксора в 1922 году. В захоронении находились несметные сокровища, на изготовление которых ушло огромное количество драгоценных металлов. Общий вес найденных в гробнице только золотых изделий и украшений превысил 1,2 тонны.

Мумия юного фараона, провозглашенного царем в возрасте девяти лет и правившего около десяти лет, находилась в массивном саркофаге из чистого золота, украшенном бирюзой. Главным и наиболее узнаваемым сокровищем гробницы Тутанхамона считается искусно выполненная погребальная маска царя, сделавшая этого фараона одним из самых знаменитых правителей Древнего Египта, наряду с Хеопсом и Рамзесом Вторым, несмотря на то, что правление Тутанхамона было весьма коротким и скромным в истории "страны пирамид".

Многие десятилетия тайна происхождения и ранней смерти Тутанхамона была окутана романтическим ореолом. Его матерью считали легендарную красавицу Нефертити, а в отцы записывали Эхнатона, Аменхотепа Третьего и Сменхкара. Причиной смерти ребенка-царя называли убийство, несчастный случай во время охоты или осложнение болезни.