Жизнь на Земле стала "левосторонней" под влиянием ультрафиолета

Звездное небо

МОСКВА, 20 янв - РИА Новости. Все живые организмы на Земле построены только из левосторонних молекул аминокислот из-за особенностей ультрафиолетового излучения соседних звезд, окружавших Солнечную систему во времена ее образования, пишут ученые из Японии, Британии, Австралии и США в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнеллского университета.

Молекулы аминокислот, из которых состоят белки, при одинаковом химическом составе могут существовать в двух "зеркальных" формах, которые, подобно правой и левой ладоням, нельзя совместить никаким поворотом в пространстве. Химические процессы порождают примерно равное количество "правых" и "левых" молекул, однако почти все природные белки построены только из левых.

Биологи уже долгое время пытаются объяснить эту закономерность, однако пока однозначного решения проблемы не найдено. В частности, выдвигалась версия, что одна из форм обеспечивала эволюционные преимущества. Другая гипотеза строится на том, что "правые" формы разрушались под действием ультрафиолетового излучения с левосторонней круговой поляризацией - вращением плоскости колебаний волны вокруг оси.

Авторы исследования - Цубаса Фукуэ (Tsubasa Fukue) из Национальной астрономической обсерватории Японии и его коллеги - впервые обнаружили возможный источник такого излучения.

Наблюдая за ближайшей к нам "звездной колыбелью" - туманностью в созвездии Ориона, в которой возникают как массивные, так и небольшие звезды - они обнаружили вокруг области образования массивных звезд зону круговой поляризации излучения, которой нет в регионах возникновения звезд с малой массой.

Если Солнечная система на заре своего существования находились в подобной области, левосторонняя круговая поляризация ультрафиолетового излучения могла приводить к синтезу в ходе химических процессов преимущественно левосторонних аминокислот и попаданию их на Землю с метеоритами, делают вывод авторы статьи.

Группа Фукуэ, таким образом, представила новые свидетельства в пользу "космического" объяснения проблемы хиральности аминокислот. Однако для окончательного утверждения этой точки зрения требуются дальнейшие исследования.