Ученые предложили властям меры по предотвращению коллапса науки в РФ

Исследования
Группа российских ученых, работающих за рубежом, обратилась к руководству РФ с открытым письмом, в котором рассказала о "катастрофическое состоянии фундаментальной науки" в стране и выдвинула свои предложения по научно-техническому развитию России.

МОСКВА, 2 окт - РИА Новости. Группа российских ученых, работающих за рубежом, обратилась к руководству РФ с открытым письмом, в котором рассказала о "катастрофическое состоянии фундаментальной науки" в стране и выдвинула свои предложения по научно-техническому развитию России, пишет в пятницу газета "Ведомости".

"Мы считаем своим долгом обратить ваше внимание на катастрофическое состояние фундаментальной науки в России. Регресс продолжается, масштабы и острота опасности этого процесса недооцениваются. Уровень финансирования российской науки резко контрастирует с соответствующими показателями развитых стран. Громадной проблемой для России был и остается массовый отток ученых за рубеж", - говорится в открытом письме.

Ученые отмечают, что в СССР была создана мощная научно-техническая база и устойчивые механизмы ее воспроизводства, включая воспроизводство кадров. "Именно эта база, своеобразная научная ткань нашего общества, гарантировала научно-технический прогресс и, в конечном счете, независимость России. Продолжающийся распад этой ткани приведет в ближайшее время к полному разрыву связи между поколениями научных работников, исчезновению науки мирового уровня в России и утрате знаний в катастрофических масштабах", - сказано в документу.

Среди наиболее острых проблем фундаментальной науки и образования ученые выделяют существенное отставание российской науки от мирового уровня; отсутствие стратегического планирования с постановкой ясных целей; неадекватность финансирования активно работающих ученых, резкое падение престижа научных профессий; серьезное снижение стандартов в преподавании естественнонаучных дисциплин.

"Эти проблемы требуют немедленного решения на уровне надведомственного государственного планирования. Мы считаем, что процесс стратегического научного планирования, координируемый непосредственно президентом и/или председателем правительства, должен иметь целью разработку в течение короткого времени комплексного плана стабилизации и развития фундаментальной науки и естественнонаучного образования в России. К разработке плана необходимо подключить выдающихся ученых, представителей министерств, промышленности, а также зарубежных экспертов", - подчеркивается в письме.

Среди предложений ученых к стратегическому плану развития фундаментальной науки в РФ - увеличение финансирования науки, обеспечение условий труда и быта ученых; обеспечение прозрачности финансовых потоков; кардинальное улучшение степени интегрированности российской науки в общемировую науку; введение международных стандартов оценки качества научного труда, укрепление системы независимых научных грантов; создание российского Института высших исследований с привлечением государственного и частного финансирования.

Кроме того, эксперты предлагают определить важнейшие направления научно-технического прогресса и конкретные проекты, служащие катализаторами развития и приводящие к осязаемым результатам, какими в свое время были космические и атомные программы в СССР. Ученые также выступают за активное привлечение на территорию России крупнейших научно-технических проектов мирового масштаба. "Уникальной возможностью такого типа является проект создания коллайдера частиц высоких энергий нового поколения", - отмечают авторы письма.

"Мы считаем, что срочное предотвращение грядущего коллапса науки в стране, немедленная разработка и внедрение новой модели научно-технического развития должны войти в число важнейших приоритетов руководства России", - заявляют ученые.

Подписи под открытым письмом поставили более 40 российских ученых, работающих в ведущих университетах и исследовательских центрах мира.