"Спокойное" Солнце бомбардирует Землю "быстрым" солнечным ветром

"Солнце продолжает удивлять нас. Солнечный ветер может может поливать Землю как из пожарного шланга даже тогда, когда на нем нет пятен", - говорит ведущий автор исследования Сара Гибсон из Национального центра изучения атмосферы.

МОСКВА, 18 сен - РИА Новости. Спокойствие Солнца, которое находится в рекордно длинном минимуме активности, обманчиво - так называемая быстрая компонента солнечного ветра сейчас в три раза сильнее, чем во время прошлого минимума в середине 1990-х годов, что может угрожать системам связи, спутникам и даже объектам электроэнергетики, пишут ученые в статье, опубликованной в Journal of Geophysical Research - Space Physics.

"Солнце продолжает удивлять нас. Солнечный ветер может может поливать Землю как из пожарного шланга даже тогда, когда на нем нет пятен", - говорит ведущий автор исследования Сара Гибсон (Sarah Gibson) из Национального центра изучения атмосферы.

Степень солнечной активности традиционно оценивается по количеству солнечных пятен - темных областей, связанных с очень сильным магнитным полем. В периоды с большим количеством пятен увеличивается количество вспышек на Солнце, растет и воздействие на земную магнитосферу, происходят так называемые магнитные бури, которые могут приводить к нарушениям связи и выходу из строя электронной аппаратуры.

Гибсон и ее коллеги изучали процессы, не связанные со вспышками на солнце, они исследовали так называемую быструю компоненту солнечного ветра, быстрые потоки высокоэнергетических частиц, которые несут магнитные возмущения.

Когда эти потоки достигают Земли, они "накачивают" энергией внешний радиационный пояс планеты, что может нести серьезную угрозу для навигационных и метеорологических спутников, спутников связи, которые находятся на высоких орбитах, а также могут угрожать космонавтам на космических станциях. Кроме того, полярные сияния и мощные токи силой в тысячи ампер разогревают верхние слои атмосферы, она расширяется, рост плотности газа может приводить к сходу с орбиты низкоорбитальных спутников.

Ранее ученые полагали, что эти потоки исчезают во время минимумов активности, однако измерения, предпринятые авторами статьи в 2008 году, в период солнечного минимума, показали, что воздействие быстрой компоненты на внешний радиационный пояс с три раза превышает значения во время предыдущего минимума - в 1996 году.

Ученые измерили потоки электронов во внешнем радиационном поясе, скорость солнечного ветра в окрестностях Земли, а также поведение полярных сияний, и пришли к выводу, что наша планета в 2008 году подвергалась намного более сильному воздействию Солнца, чем в предыдущий спокойный период - в 1996 году.

Гибсон отмечает, что полученные данные могут быть очень важны для спутниковых и других чувствительных к электромагнитному воздействию технологических систем.

По мнению авторов исследования, преобладание быстрого солнечного ветра связано с особенностями текущей ситуации на Солнце. Хотя пятен на Солнце очень мало в последние несколько лет, на его экваторе наблюдается очень много "корональных дыр" - "пустот" в солнечной короне, областей с низкой светимостью и слабым магнитным полем. Как считают ученые, именно эти области являются источником быстрых частиц, поскольку здесь магнитное поле слишком слабое, чтобы удержать их в солнечной атмосфере.

Авторы статьи полагают, что большое число корональных дыр связано с общим ослаблением солнечного магнитного поля. В 2008 году дыры имели меньшие размеры, чем в 1996 году, но тогда они не испускали потоки быстрых частиц.

В свою очередь, ведущий научный сотрудник Физического института имени Лебедева (ФИАН), доктор наук Сергей Богачев считает, что влияние быстрой компоненты солнечного ветра на Землю незначительно.

"Основном фактором космической погоды являются все-таки солнечные вспышки. В период активного Солнца потоки, исследуемые в работе, превратятся в факторы второстепенного значения, практически не учитываемые в прогнозах космической погоды", - сказал Богачев в беседе с РИА Новости, комментируя исследование американских коллег.