Ученые установили массу и плотность самой маленькой из экзопланет

© NASAТелескоп Хаббл открывает Новые Глаза на ВселеннуюТелескоп Хаббл открывает Новые Глаза на Вселенную

МОСКВА, 16 сен - РИА Новости. Ученые установили массу и плотность самой маленькой из известных экзопланет, обладающей к тому же и наибольшей скоростью вращения вокруг своей звезды. Статья, посвященная исследованию, принята к публикации в журнале Astronomy and Astrophysics.

Планета CoRoT-7b была обнаружена еще в феврале этого года группой Дидье Кело (Didier Queloz) из Женевской обсерватории с помощью спутника ЕКА "CoRoT", однако только теперь астрономам в результате большого количества кропотливых измерений удалось установить, что это небесное тело имеет массу примерно в пять раз большую, чем масса Земли. Авторы исследования уверены, что оно представляет собой твердую планету с каменистой поверхностью в отличие от большинства открытых внесолнечных планет, являющихся газовыми гигантами.

Зимой группа Кело установила, что CoRoT-7b вращается вокруг звезды TYC 4799-1733-1, получившей в последствии новое имя - CoRoT-7, на расстоянии в 23 раза меньшем, чем расстояние от Солнца до Меркурия, и совершает полный цикл всего за 20.4 часа. Планета имеет размеры менее чем в два раза превышающие размеры Земли, и ее возраст составляет примерно 1,5 миллиарда лет.

Выявить массу новой планеты ученые не смогли, так как для этого им необходимо было знать небольшие вариации скорости вращения звезды, которые возникают из-за гравитационного воздействия на нее со стороны CoRoT-7b. Выявить эти вариации с помощью"CoRoT" оказалось невозможно, так как они слишком малы, и неразличимы на фоне вариаций звездной активности, чем-то напоминающих появление пятен на Солнце.

Тем не менее, наблюдения, сделанные "CoRoT" оказались настолько интересны и важны, что группа Кело получила доступ к работе на самом мощном наземном телескопе в мире, предназначенном для поиска внесолнечных планет - "HARPS" (High Accuracy Radial velocity Planet Searcher). Астрономы сумели в течение 70 часов измерений на "HARPS" выявить в активности звезды вариации, имеющие период 20.4 часа, что и позволило установить массу CoRoT-7b.

Ее масса, как оказалось, равна всего пяти массам Земли. Это делает CoRoT-7b самой легкой из известных экзопланет, а соотношение массы и радиуса, установленного с помощью "CoRoT", говорят о том, что плотность планеты также близка к земной.

При этом необычная близость планеты к светилу, скорее всего, приводит к тому, что на дневной стороне небесного тела температура поверхности может составлять примерно 2 тысячи градусов Цельсия, тогда как теневая сторона CoRoT-7b практически всегда находится при минус 200 градусах.

Кроме того, анализ накопленных учеными данных позволил астрономам предположить, что в этой планетной системе есть еще одна похожая планета, которая также относится к классу так называемых "супер-Земель". Несмотря на то, что астрономам пока не удалось обнаружить ее с помощью прямых измерений, она уже получила свое имя - CoRoT-7c. Согласно расчетам, эта планета совершает оборот вокруг звезды за три дня и 17 часов и имеет массу примерно восьми масс Земли.