Российский и японский спутники будут синхронно следить за Солнцем

МОСКВА, 6 апр - РИА Новости. Российский спутник "Коронас-Фотон" и японский аппарат Hinode в течение недели будут делать синхронные снимки Солнца, что позволит получить более полную информацию о солнечной короне, говорится в сообщении на сайте проекта "ТЕСИС" - рентгеновской обсерватории на борту "Коронаса", созданной учеными Физического института имени Лебедева РАН (ФИАН).

"Хотя возможности современных спутников позволяют им вести самостоятельные исследования, как правило, именно в ходе подобных координированных программ достигаются наиболее впечатляющие научные результаты, претендующие на статус открытий. Причина в том, что сравнивая одновременные изображения с разных инструментов, ученые получают возможность не просто видеть пространственную структуру корональных объектов, но и измерять их физическое состояние: температуру и плотность, и даже распределение этих величин по объему", - говорится в сообщении.

В понедельник в 16.00 мск по командам из ФИАНа и Института космического пространства и аэронавтики (ISAS, Сагамихара, Япония) разделенные на тысячи километров спутники синхронно включат свои телескопы и получат первые одновременные фотографии Солнца. В рамках шестидневной программы синхронных наблюдений Солнца телескопы двух космических аппаратов будут делать снимки каждые 30 секунд и получат около 50 тысяч изображений Солнца.

Основной целью наблюдений двух аппаратов станут яркие корональные области нового пояса активности, формирование которого происходит сейчас в атмосфере Солнца. Именно на эти области, совсем недавно всплывшие из глубин Солнца и обнаруженные "ТЕСИСом" 1 апреля, будут наведены основные инструменты двух обсерваторий. Наблюдения отдельных областей не отменяют программу исследований всего Солнца. Раз в десять минут оба космических аппарата будут синхронно получать и изображения полного солнечного диска.

Программа завершится 10 апреля в 22.00 мск. После этого спутники вернутся в самостоятельный режим работы, а научные группы начнут обширную программу анализа полученного материала. Предварительная обработка изображений в обоих группах закончится 20 апреля 2009 года. После этого будет известно о первых результатах программы.

Обсерватория "ТЕСИС" была создана в лаборатории рентгеновской астрономии Солнца ФИАН. Она предназначена для мониторинга солнечной активности и текущего состояния космической погоды, получения ответов на актуальные вопросы физики Солнца, такие как проблема нагрева короны, механизм солнечных вспышек, природа солнечного цикла. В ходе эксперимента будут получены около миллиона новых изображений Солнца.

Российский спутник "Коронас-Фотон" был выведен на орбиту 30 января. Общее руководство проектом осуществляет Институт астрофизики МИФИ. Он является третьим в ряду спутников "Коронас" (от "Комплексные ОРбитальные Околоземные Наблюдения Активности Солнца"). Первый из них, "Коронас-И", был запущен в 1994 году и проработал на орбите до 2001 года. Тогда же, в 2001 году, был запущен следующий спутник, "Коронас-Ф", который закончил работу в декабре 2005 года.