Метод возвращения клеток в "детство" назван научным прорывом года

"Когда редакторы Science собираются выбрать самое большое достижение года, они ищут исследование, которое отвечает на главные вопросы об устройстве Вселенной. Метод перепрограммирования клеток дает надежду развития спасающих жизни медицинских технологий", - говорит представитель журнала Роберт Кунц.

МОСКВА, 19 дек - РИА Новости. Создание метода возвращения зрелых клеток в "младенческое состояние" - превращения их в стволовые клетки - возглавило десятку научных прорывов года по версии журнала Science.

В нее также вошли впервые полученное изображение планет у других звезд, новый класс сверхпроводников, расширение списка раковых мутаций, наблюдение за работой белковых молекул, видеозапись развития эмбриона, открытие механизма преобразования "хорошего жира", теоретическое взвешивание протона, а также быстрый и дешевый способ дешифровки генома.

Редакция Science, одного из самых авторитетных научных изданий мира, каждый год готовит список десяти самых выдающихся научных достижений года. Этот список опубликован в пятницу в специальной рубрике журнала.

"Когда обозреватели и редакторы Science собираются выбрать самое большое достижение года, они ищут исследование, которое отвечает на главные вопросы об устройстве Вселенной и открывает путь для новых открытий. Наш выбор, метод перепрограммирования клеток, открывает новое поле исследований в биологии и дает надежду развития спасающих жизни медицинских технологий", - говорит представитель журнала Роберт Кунц (Robert Coontz).

Перепрограммирование клеток - решение проблемы биоэтики

Стволовые клетки, из которых на начальной стадии состоит эмбрион, способны превращаться в клетки многих тканей организма. Это дает уникальную возможность лечения многих болезней: из стволовых клеток можно выращивать органы, идеально подходящие для трансплантации, их можно использовать для восстановления нервной ткани спинного мозга и вылечивать параличи, бороться с рядом дегенеративных и наследственных болезней.

Нейроны и клетки мозга, полученные из индуцированных стволовых клеток

Однако стволовые клетки получали из эмбрионов, убивая их, что создавало неразрешимую этическую проблему - ведь из зародыша может вырасти полноценный человек. Многие страны ограничили эксперименты с эмбриональными клетками, Ватикан в начале декабря потребовал запретить применение клеток эмбриона человека в медицине и косметике.

Важный прорыв был сделан в 2006 году, когда японским ученым удалось с помощью вируса встроить четыре гена в зрелые клетки, полученные из хвоста мыши, превратив их в клетки, которые выглядели и вели себя как стволовые. Они получили название "индуцированные стволовые клетки".

Недостатком метода оказалось то, что для их перепрограммирования был необходим генетический материал ретровируса, способного вызывать раковые изменения в клетках.

В этом году ученым удалось упростить метод и получить стволовые клетки из тканей людей, больных малоизученными заболеваниями, что открывает новые возможности для изучения этих болезней. Еще одна группа ученых с помощью этой технологии смогла напрямую превратить один из типов клеток поджелудочной железы мыши в другой.

Увидеть планеты у других солнц

Вторым в списке прорывов года журнал Science назвал достижение астрономов, которые с помощью специальной техники смогли увидеть планеты у других звезд, что ранее не удавалось из-за их крайне слабого света, который "заглушало" излучение звезды.

С помощью телескопов Кек и Джемини ученые смогли получить изображения целой планетной системы - сразу трех планет у звезды HR 8799 в созвездии Пегаса, расположенной в 130 световых годах от Земли.

Планетная система звезды HR 8799

Тогда же - в ноябре - другая группа астрономов объявила, что с помощью орбитального телескопа "Хаббл" им удалось получить изображение планеты внутри пылевого пояса звезды Фомальгаут в 25 световых годах от Земли, в созвездии Южной Рыбы.

Расширен список раковых мутаций

В уходящем году ученым удалось значительно расширить перечень генетических мутаций, вызывающих появление раковых опухолей. С помощью расшифровки генома клеток различных типов рака были выявлены гены, повреждение которых "спускает тормоза" процесса деления клеток, вызывая рост опухоли.

В частности были выявлены гены глиобластомы и рака поджелудочной железы - одни из самых опасных типов опухолей.

Новая сверхпроводящая семья

Физики открыли новое семейство высокотемпературных сверхпроводников - материалов, при определенной температуре теряющих электрическое сопротивление и способных в этом состоянии проводить электроток без потерь.

Ранее известные высокотемпературные сверхпроводники создавались на базе меди и соединений кислорода. В начале года ученые объявила о создании нового типа сверхпроводников на базе соединений железа с температурой потери сопротивления 55 градусов выше абсолютного нуля. Пока это далеко от 138 градусов - рекорда, поставленного традиционными сверхпроводниками, но ученые рассчитывают, что новые материалы будут весьма перспективными.

Подглядывая за белками

Хотя о существовании белковых молекул известно более ста лет, биохимикам удалось только в этом году увидеть их в действии. В ходе эксперимента ученым удалось пронаблюдать за процессом связывания белков с другими молекулами, что связано с состоянием клеток и процессом обмена веществ. В результате были выявлены механизмы, лежащие в основе этого процесса.

Вода для сжигания

Использование энергии ветра и Солнца не наносит ущерба экологии, однако при использовании их возникает большая проблема - откуда брать энергию, если Солнце не светит, а ветер не дует. Не существовало достаточно удобного способа запасать энергию в такой ситуации. Группа американских ученых создала новый катализатор на базе фосфора и кобальта, в присутствии которого значительно облегчался электролиз воды. Прежние типы катализаторов делались на базе дорогих материалов, например из платины.

Дешевая альтернатива позволяет использовать воду как электрический аккумулятор - полученный при электролизе воды водород может быть сожжен в топливных элементах и превращен в электричество.

Видеосъемка эмбриона

В этом году ученым удалось в мельчайших подробностях и с беспрецедентной точностью пронаблюдать за начальными стадиями развития эмбриона. Немецкие ученые с помощью лазерного сканирования смогли проследить за движением около 16 тысяч клеток зародыша рыбки данио рерио, а затем воспроизвести эту картину с помощью компьютера.

Кадры из фильма, демонстрирующего первые моменты развития эмбриона

В результате ученым удалось проследить начальные стадии формирования различных тканей, в частности сетчатки.

"Плохой" и "хороший" жир

О существовании двух типов жировой ткани - коричневой ("хорошей") и белой ("плохой") - известно уже более 400 лет. С ожирением связаны белые жировые клетки. Долгое время считалось, что оба типа жира образуются из одних и тех же клеток-предшественников. Ученые попытались воздействовать на гены коричневых клеток и превратить их в белые.

Результат оказался неожиданным - коричневые жировые клетки превращались в мышечные и наоборот. Ученые рассчитывают, что это поможет создать принципиально новые методы борьбы с ожирением.

Ученые взвесили протон теоретически

Физики вновь взвесили протон. На этот раз они не буквально определили массу частицы, что было сделано достаточно давно, а теоретически подсчитали на основе существующих представлений - так называемой Стандартной модели. Полученные результаты совпали с практикой, еще раз подтвердив правильность теории.

Дешифровка генов. Дешево

Процесс дешифровки (секвенирования) генов живых организмов стал значительно дешевле и быстрее с момента завершения проекта расшифровки генома человека. В этом году ученым, в частности, удалось расшифровать 80% гена мамонта, получены предварительные результаты дешифровки гена неандертальца.